Крайне любопытный текст вчера опубликовала «Независимая газета». Речь в нем идет об уголовном деле, возбужденном ФСБ в отношении дочери одного из астраханских областных депутатов – Александра Колачевского. Некоторые парламентарии считают, что это дело было сфабриковано руководителем аппарата губернатора Канатом Шантимировым в качестве мести депутату за его участие в декабрьском «бунте» на голосовании по кандидатуре сенатора. Впрочем, есть много поводов усомниться в подобной версии.
Астраханских депутатов грозят стереть в порошок
Региональные парламентарии ощутили на себе давление областной власти
Автор: Андрей Серенко
Источник: «Независимая газета» (ng.ru)
Депутаты Астраханской областной Думы обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой защитить гражданские права дочери одного из членов регионального парламента Александра Колачевского. Наталья Колачевская уже более двух месяцев находится в СИЗО. Астраханские депутаты видят в этом попытку давления на членов Законодательного собрания со стороны региональных чиновников и руководителей силовых ведомств.
Шестеро депутатов Астраханской областной Думы направили обращение к президенту Дмитрию Медведеву (копия имеется в «НГ») с просьбой «восстановления законности и искоренения правового нигилизма, проявляемого со стороны сотрудников правоохранительных органов». Речь идет о расследовании уголовного дела Натальи Колачевской – дочери одного из астраханских парламентариев Александра Колачевского. В отношении нее следственным отделом УФСБ по Астраханской области в середине января с.г. было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество). Колачевская, которая отрицает предъявленные ей обвинения, была задержана сотрудниками ФСБ и доставлена в СИЗО-2, где находится до сих пор.
В Думе неспокойно
По мнению авторов обращения к президенту, возбуждение уголовного дела и задержание Колачевской стало результатом нарушения норм Конституции и УПК РФ. Как заявил «НГ» первый заместитель председателя Астраханской областной Думы Анвер Алмаев, даже если предположить, что обвинения ее в совершении преступления имеют под собой основания, тяжелобольную женщину, имеющую на руках шестилетнюю дочь, также страдающую тяжким заболеванием, не следовало бы почти два месяца держать за решеткой.
Анвер Алмаев считает, что у дела Колачевской есть политическая подоплека. Отец обвиняемой – известный астраханский врач Александр Колачевский, ставший в декабре 2011 года депутатом областного Заксобрания, неожиданно попал в разряд недругов губернатора Александра Жилкина. Произошло это 15 декабря 2011 года, когда на заседании регионального парламента Колачевский выступил против Геннадия Горбунова – кандидатуры члена Совета Федерации от облдумы, лоббируемой Жилкиным. Предложение Колачевского поддержали почти два десятка депутатов Заксобрания, что вызвало настоящий шок в команде губернатора. Как следует из текста коллективного заявления, направленного позднее 13 депутатами облдумы в региональную прокуратуру (копия имеется в «НГ»), руководитель аппарата губернатора Канат Шантемиров заявил «оппозиционерам», что «депутаты, не поддерживающие кандидатуру (одобренную губернатором. – «НГ»), являются политическими проститутками и политическими импотентами». По словам авторов обращения в прокуратуру, Шантемиров «стал угрожать, что в течение пяти лет сотрет нас в порошок».
Эти заявления чиновника депутаты расценили в своем обращении в прокуратуру как прямую угрозу. Однако надзорное ведомство региона состава преступления в действиях Шантемирова не нашло. «А через несколько дней (примерно через месяц – прим. «Пункт-А») было возбуждено уголовное дело и посажена в СИЗО дочь Александра Колачевского. Многие мои коллеги-депутаты видят в этом не просто совпадение», – сказал «НГ» Анвер Алмаев.
По словам Алмаева, ситуация усугубляется серьезными проблемами со здоровьем у Натальи Колачевской, что и заставило депутатов областной Думы обратиться напрямую к президенту: «Представители следствия утверждают, что взяли Колачевскую под стражу потому, что боялись, что она сбежит. Это глупость. Куда мать может сбежать, оставив тяжелобольного ребенка?»
Официальный представитель УФСБ по Астраханской области Алексей Байгушкин в телефонном разговоре с «НГ» отказался обсуждать дело Колачевской. «Никаких комментариев с нашей стороны не будет», – заявил он.
«Моя дочь невиновна, никаких преступлений она не совершала, ее нахождение в заключении при ее состоянии здоровья является пыткой», – заявил «НГ» депутат Александр Колачевский. По его мнению, арест дочери – «это показательная акция, с помощью которой всем депутатам показывают их место».
Канат Шантимиров на том самом злополучном заседании Облдумы 15 декабря
Комментарий «Пункта-А»:
А в чем обвиняют-то?
Чего не хватает в этом, вне всякого сомнения, достойном журналистском расследовании?
Конечно же главного – описания уголовного дела, в результате расследования которого посадили в СИЗО-2 Наталью Александровну Колачевскую. Конечно, можно предположить, что подобная «фигура умолчания» обусловлена тем, что прокуратура решила не раскрывать подробностей дела. Однако корреспондент явно имел возможность спросить самого Александра Колачевского, который наверняка в курсе обвинений, предъявленных его дочери.
Слишком асимметричные меры
Еще одна странность в материале – попытка придать уголовному делу политическое звучание. Якобы уголовное преследование Натальи Колачевской инспирировано главой администрации губернатора Канатом Шантимировым в качестве мести за провалившуюся попытку бунта в Облдуме.
В этой версии чересчур много натяжек. Начиная с того, что господа парламентарии – и сами отнюдь не такие «тефлоновые», как может кому-то показаться. И если бы кого-то в команде губернатора действительно обуревало желание наказать депутатов-бунтарей, то логичнее было бы ожидать нападок непосредственно на них.
Например, включения механизмов изгнания их из партии и из Думы.
В конце декабря, когда эмоции из-за чуть было не состоявшейся аферы еще не улеглись, в околодумских кругах ходили слухи, что кое-кого из бунтарей могут с треском изгнать из «Единой России». Формальные основания для этого были: кандидатура Горбунова была рекомендована высшим руководством партии. И те, кто продвигал Шабанову, явно и умышленно нарушили партийную дисциплину. Изгнание из партии в итоге привело бы некоторых депутатов (избравшихся по партийным спискам) к потере мандатов.
В итоге страсти улеглись, и никого изгонять из Думы не стали.
Что примечательно, уже тогда в тех же слухах циркулировало мнение, что «Колачевского трогать не будут – потому что он единственный из всех вышел на бунт с открытым забралом».
Может, дело не в мести?
О чем еще умалчивает корреспондент «НГ», так это о том, что Александр Колачевский является фигурой очень тесно связанной с экс-мэром Астрахани Сергеем Боженовым. С 2004 года Александр Феликсович работал в администрации города Астрахани главным муниципальным инспектором, помощником мэра города Астрахани. По некоторым сведениям А. Колачевский является близким другом семьи Боженовых.
Конечно, это обстоятельство ни в коей мере не является компрометирующим. Тем не менее, как отмечают некоторые наблюдатели, после отъезда Сергея Боженова из Астрахани, спецслужбы начали особенно рьяно проверять состояние дел людей, входивших в его окружение. Возможно, дело против Натальи Колачевской (кстати, возбужденное по классической «коррупционной» статье 159 УК РФ) стало одним из итогов этой зачистки.