Постановление правительства Астраханской области на этот (под №480-П) утверждено 17 сентября 2015 года. Понижение статуса приводит к ряду довольно интересных юридических последствий для особо охраняемой природной территории.
Из истории вопроса
Так, до сей поры правовой статус Болдинско-Баскунчакского заказника регулировался постановлением регионального правительства №417-П от 5 августа 2008 года, которое, сообразно статусу “государственного природного заказника”, запрещало на территории практически любую хозяйственную деятельность. Появление этого постановления в 2008 году вызвало ряд противоречий между региональными властями и крупными хозяйствующими субъектами, которые ведут деятельность в окрестностях заказника. Так, германский холдинг “Кнауф” заявил тогда, что хотел бы получить в разработку месторождение гипса, которое попало в границы заказника. После ряда протестных акций, организованных астраханским экологическим сообществом им в этом было отказано. Однако спустя несколько лет, когда страсти утихли, недропользователи вновь напомнили о себе, пригрозив свернуть экономическую деятельность. Региональное правительство в итоге пошло на уступки, участок “Кнауф” все-таки получил.Не заказник, а парк
С чем связан новый пересмотр статуса особой природной территории пока не понятно. Тем не менее, замена статуса, обозначенная в названии постановления, уже довольно много значит. Так, согласно федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” различают разные категории подобных земель: от территорий с наиболее жестким режимом (заповедники, заказники) до почти свободных от ограничений “лечебно-оздоровительных местностей и курортов”.- Статья 24 данного закона сообщает, что на территориях государственных природных заказников “запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам”.
- В свою очередь, статья 21 того же федерального закона гласит, что “на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Исходя из этого на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны”.
Говоря проще, в заказнике запрещено вообще все, а в природном парке “где-то можно, а где-то нельзя”...
Собственно, это и произошло с Богдинско-Баскунчакским заказником. Отныне вместо заказника на данной территории будет функционировать “Природный парк “Баскунчак”, в котором будет выделено три функциональные зоны:
- Особо охраняемая (площадью 25863 га - 65,6% всей территории парка), на которой сохранится запретительный режим
- Рекреационная (3749 га - 9,51% территории), где легально смогут появляться туристы, устраивать привалы, стоянки, лагеря.
- И хозяйственная (9809 га – 24,8% территории), предназначенная “для разработки месторождений полезных ископаемых, проведения изыскательских и иных работ, связанных с использованием озера Баскунчак, с целью добычи и переработки поваренной соли, разведки и добычи брома, лечебной грязи из отложений озерного пляжа на Баскунчакском месторождении”.
Махмуд, поджигай!
С “добычей соли, брома и грязи” еще можно примириться, учитывая, что лицензия на данную деятельность уже давно имеется у ООО “Руссоль” (а ранее была у “Бассоли”). Другое дело, что при пересмотре статуса охраняемой территории из перечня запрещенных видов деятельности исчезли “взрывные работы”. А ведь именно по этому пункту в свое время – в 2008-2009 годах – в первоначальное постановление вносился целый перечень поправок.
Не менее любопытно исчезновение из списка запрещенных видов деятельности пункта о “промысловой, любительской и спортивной охоте”. Теперь в природном парке запрещен лишь “сбор, добыча редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Астраханской области”. То есть стрелять животных и птиц, не внесенных в Красную книгу, видимо, все-таки разрешат...
При пересмотре статуса охраняемой территории из перечня запрещенных видов деятельности исчезли “взрывные работы”.
Не менее любопытно исчезновение из списка запрещенных видов деятельности пункта о “промысловой, любительской и спортивной охоте”. Теперь в природном парке запрещен лишь “сбор, добыча редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Астраханской области”. То есть стрелять животных и птиц, не внесенных в Красную книгу, видимо, все-таки разрешат...