Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Чем жили. В январе многие астраханцы хулиганили

17-01-2026

Январские дни — пора праздников и веселья. Порой веселья безграничного и даже опасного. Кстати — административно и уголовно наказуемого. Но это не проблема современности. Так было и раньше. И мы в сегодняшнем выпуске нашей рубрики постараемся немного об этом рассказать.

Еще не хулиганы, но уже озорники

Рождественские дни в дореволюционной Астрахани считались временем гуляний. Ну, во-первых, потому что праздник. А во-вторых, зимой многим астраханцам просто нечем было заняться, экономика тогда носила сезонный характер. Оттого на улицах было неспокойно. И городовые порой сбивались с ног, пытаясь навести порядок.

Да, на улицах вполне себе процветало бытовое хулиганство. Точнее, такого слова в начале 20-го века еще не ввели в российский обиход, оно у нас появится чуть позже, придя из английского языка. А вот «охальников», «озорников», «проказников» хватало. И буянов, кстати, тоже. Их еще называли «башибузуками». Вот пример января 1903 года из газеты «Астраханский листок»:

«Моряки Тимофеев и Колосов, будучи выпивши, стали ломать частокол у Полицейского садика. Когда на треск ломаемого частокола прибежал городовой, то моряки уже шли по улице с какими-то барышнями. Их задержали и препроводили в полицейский участок, где на них и был составлен протокол по обвинению их по 38 статье Устава о наказаниях, то есть в нарушении общественной тишины и спокойствия. Мировой судья 2-го участка приговорил Колосова к денежному взысканию в 5 руб, с заменою при несостоятельности арестом на один день. О другом же обвиняемом за его нерозыском дело приостановлено разбором».

Как видим, одного хулигана таки споймали. Но это в самом центре города — ныне здесь расположен Морской садик. А вот на окраинах ловить озорников и пакостников было сложнее. И народец там хаживал с кистенями и кастетами.

Парк — территория опасная

Если внимательно просматривать тогдашнюю криминальную хронику, то становится очевидным, что очень часто случаи празднично-пьяного хулиганства фиксировались именно в местах массовых гуляний, то есть — в парках. О Полицейском садике уже упомянули. А вот в Александровском (ныне Братском) творилось вообще Бог знает что. Ну просто — не пройти, не проехать. Снова для подтверждения «Астраханский листок», январский выпуск 1900 года.

«Александровский садик и троттуар вокруг него - это любимые места гуляния для большинства нашей праздной разношерстной молодёжи. По пословице «всякому овощу свое время» и вышеназванные места гуляний имеют свои сезоны. Так, например, весною и летом местом для гуляний служит преимущественно названный садик. Осенью же и зимой - Московская улица и троттуар вокруг садика. Гуляющих бывает масса, особенно же в праздники. Не довольствуясь тем, что толпа гуляющих растягивается длинной лентой, очень многие из гуляющих во время гуляний останавливаются кучками на углах улиц у губернаторского дома большими группами, препятствуя свободному передвижению других гуляющих, особенно же прохожим. Собираясь в группы и преграждая тем путь эти господа на этом не останавливаются, они держат себя крайне неприлично, отпускают по адресу прохожих пошленькие шуточки, делают замечания по поводу проходящих здесь дам, особенно почему-либо идущих в одиночку и т. д. Не довольствуясь и этим, субъекты эти доходят иногда до последней степени разнузданности. Идя за гуляющими женщинами, они неотступно преследуют их своими грязными предложениями. С наступлением сумерек здесь начинается уже настоящая охота за «ночными бабочками». В это время здесь положительно нельзя пройти безопасно, ибо впереди и сзади вас снуют парочки, нередко в подпитии. В это время состав гуляющих здесь очень разнообразен - тут и приказчик, и мелкий лавочник, ремесленник, канцелярист, конторист, попадаются и зажиточные ловеласы. Пошлые комплименты цинизм и «сделки» составляют здесь необходимый атрибут».

Однако. Как ныне говорят, буллинг, газлайтинг и абьюз. Так что, «Остерегайтесь выходить на болото в центр Астрахани в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно».

Это вам уже не шутки

Но, сальные шуточки — это цветочки. Случались формы хулиганства и похуже. Например, охальники могли напугать прохожих на темной улице черепом коровы или чем-то в этом духе. Высыпать овес на голову. Толкнуть на гололеде. Заставить выпить водки «за мое здоровье», а потом требовать пятикратную оплату. Спеть матерную частушку и также потребовать оплатить «творчество». Или даже оправить естественные потребности на виду у гуляющей публики. Короче говоря — возможны варианты.

Хуже всего, когда подобное «озорничанье» приносило реальный вред здоровью. Кулачные бои в Астрахани того времени еще проводились, хотя и были запрещены. Но нередко пьяные подростки провоцировали одинокого прохожего «на кулачки», сопровождая предложение пинками и оплеухами. И это уже могло совсем плохо закончится.

И еще одна форма «озорничания» пугала благополучных горожан. Приезжавшие на заработки из Самары «золоторотцы» (люмпен-пролетариат, если выражаться околонаучно), завезли свои дурные привычки. В частности - «горчицу». «Горчишниками» первоначально называли самарцев – жителей слобод и окраин, занимавшихся разведением стручкового перца, в толчёном виде называвшийся тогда волжской горчицей. Ее взяли «на вооружение» тамошние хулиганы. Они ходили по городу группами, и в случае «атаса» доставали из поясных кисетов щепоти перца, и кидали его в наступавших. Или же «перчили» жертву, потом ее раздевая. Несколько таких случаев имели место и в Астрахани. Впрочем, это уже грабеж, а не хулиганство.

Преступление и наказание

Наказывали ли хулиганов? Конечно и несомненно. Пресса того времени содержит массу примеров успешной работы полиции. Городовые задерживали «пакостников», а мировые судьи выносили приговоры. В ст. 38 Устава о наказаниях за разного рода «буйство» в публичных местах предусматривались меры наказания в виде ареста до семи дней или денежного взыскания не свыше 25 рублей. Так было с 1864 года, когда заработала реформа Александра II, вплоть до 1903-го. Но к 1903 году «озорники» уже достали общество до такой степени, что законодательство пришлось ужесточать. Размер ответственности за аналогичные действия значительно возрос: продолжительность ареста составила уже один месяц, а сумма штрафа достигла 200 рублей. Правда, хулиганов меньше не становилось, специалисты считают, что это было связано с ростом городского населения и безработицей.

Использованы материалы электронной краеведческой коллекции АОНБ им. Н.К. Крупской.

Фото Карла Буллы, кадр из фильма «Барышня и хулиган» 1918 года, miloserdie.ru

 





Другие новости