Если у вас есть свое мнение, оставьте его лучше при себе.
Именно такой лейтмотив напрашивается после очередного и предпоследнего судебного заседания по делу "о приматах" Александра Тукаева. Для тех, кто пропустил предыдущие серии материалы о процессе над свободой слова, рассказываем суть дела.
В августе прошлого года Александр Тукаев прокомментировал на Фейсбуке видео, на котором разъяренная толпа избивает мужчину. Незадолго до этого последний пытался затащить маленькую девочку в подворотню. Его намерения были пресечены, благодаря женщине, на чьи истошные крики и выбежали мужчины. Действие происходило в Италии.
Видеозапись в соцсети разместил молдавский блогер. Он озаглавил ее так:
"Мигрант пытался пристать к малолетней девочке. Итальянцам это не понравилось". Тукаев сделал перепост, но уже со своим комментарием. Опубликовать его по объективным причинам мы не можем, но для понимания: блогер похвалил итальянцев, а мужчину сравнил с обезьяной. Вот к этой части комментария у следствия и возникли вопросы. Сотрудники силового ведомства посчитали его спорным - по всей видимости, сочетание слов "примат" и "мигрант" в одном ряду – противозаконное.
Позже выяснилось, что мужчина отправился за решетку на 12 лет, действие происходило не в Италии, а в Испании, и вообще никакой он не мигрант. Адвокат Тукаева едва ли не на всех заседаниях пытался разъяснить Советскому суду, что такого понятия, как "мигрант" в принципе не существует. Есть эмигрант и иммигрант. До защитника астраханского блогера эту лингвистическую норму выявили российские ученые-языковеды, но следствие настаивает на своем.
Хотя, формулировка обвинения внезапно даже для самого подсудимого накануне трансформировалась. В суде прошли прения сторон - адвокат vs прокурор - где последний (4-й, кстати, по счету) вдруг заявил, что ходатайствует о замене предъявленного обвинения. То есть если ранее Тукаеву вменяли совершение действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, то сейчас гособвинитель требует эту строку из материалов дела исключить и признать блогера виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ. Звучит этот пункт статьи так:
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
Да, положение Александра Тукаева действительно усугубляет тот факт, что это уже второе за 2020-й год дело по аналогичному поводу. Напомним, в мае Кировский районный суд признал астраханского политтехнолога виновным в оскорблении экс-главы администрации Астрахани Радика Харисова. Суд счел доказанным тот факт, что блогер на своей странице в Фейсбук в 2019-м году нелицеприятно отзывался о национальной принадлежности бывшего сити-менеджера. Тем самым унизил его человеческое достоинство (состав ст. 20.3.1. КоАП РФ). И хотя подсудимый свою вину не признал, и даже попытался оспорить решение в областном храме Фемиды, ему все равно пришлось отбыть 10 суток в спецприемнике на ул. Рождественского.
Понятное дело, что "рецидив" повлек за собой более жесткие меры. Теперь скандальный блогер привлекается не по административной, а по уголовной статье.
Наказание по ней - штраф от 300 000 до полумиллиона рублей или принудительные работы до четырех лет с лишением права на три года занимать определенные должности или от двух до пяти лет лишения свободы. Последняя жесткая мера - это, к слову, то, за что ходатайствует надзорное ведомство. Если, конечно, вина Тукаева будет доказана. А он ее не признает.
"При решении вопроса о назначении наказания прошу суд учесть степень, характер общественной опасности инкриминируемого преступления, которое относится к категории средней тяжести, а также данные о личности подсудимого. Прошу признать его виновным в виде лишения свободы сроком 2 года в колонии-поселения", - сказал гособвинитель.
СтОит ли говорить, какой гул порицания стоял в зале заседания после выступления прокурора. Слушатели - сторонники Тукаева - просто напомнили присутствующим, что "Бог все видит и ничего не прощает".
Парируя прокурору, защита Тукаева отметила, что следствие проводилось необъективное. Во-первых, никто так и не конкретизировал, как именно подсудимый унизил группу лиц по признакам расы и т.д. Во-вторых, никто так и не объяснил суду, что такое группа лиц "Мигранты". По словам адвоката, следствие произвольно трактует понятие "мигранты" как социальную группу, но не раскрывает его в применении с научным обоснованием и энциклопедическими выдержками.
"Относятся ли мигранты вообще к социальной группе? Существуют же в лексике такие понятия, как эмигранты, иммигранты. Какую здесь миграцию следователи имеют в виду? Понятно же, что события происходили не в Астрахани, в чужой стране. Вообще, что за актуальность возбуждения уголовного дела в отношении гражданина России, который комментирует какой-то пост иностранного гражданина о происходящем в другой стране?", - вопрошает адвокат.
Защита справедливо разъясняет, что комментарий Тукаева напрямую не относился к мигрантам. Он же не написал в своем комментарии, что "с этими мигрантами только так". По словам адвоката и многочисленных свидетелей, Тукаев - поборник справедливости, крайне нетерпимый к педофилам и лицам, совершающим преступления против несовершеннолетних.
"В своем комментарии он одобрил действия граждан Италии, совершивших активные действия по отношению к преступнику. То есть выразил поддержку итальянцам и заклеймил лицо с намерениями совершить преступление против несовершеннолетних. А своей формулировкой «обезьяна» Тукаев дает четкое определение, как лицу с низменным инстинктом. То есть не является человеком с гуманистической точки зрения, а приматом",- сказал адвокат.
Выступления сторон длились недолго. Да и все, если честно, уже давно сказано и размусолено по несколько раз. Факт остается фактом - политтехнолога судят за комментарий в соцсети. Александр Тукаев, кстати, знал, что все именно так и закончится. Но надежда на справедливый вердикт все же живет. Это он и произнес в своем "последнем" слове.
"На протяжении 20 с лишним лет я активно занимался сначала журналистской деятельностью - освещал социально-политические события в регионе - а потом стал политтехнологом и общественно-политическим деятелем. И одна из моих жестких задач, которые сам перед собой ставил, - это борьба с педофилией. Я как человек верующий, да и просто человек, считаю, что преступления против детей и женщин - это самое страшное, что может быть в этом мире. Моя задача - это все-таки добиться отмены моратория на смертную казнь по отношению к педофилам. Я сотню раз писал про педофилов: я призывал их убивать, называл их нецензурно. И никогда, никакие следователи на это дело не возбуждались. Но стоило в регионе смениться областной власти, как вдруг возникло это уголовное дело - я же критиковал действия власти.
Также следствием не установлено, что действие происходило вообще-то в Испании, а не Италии. И этот какой-то Хосе приговорен к 12 годам, но не только за педофилию. Он вступил в ИГИЛ. То есть прокуратура и следствие сейчас защищают не только педофилов, хотя это уже срыв головы. А еще и сторонников ИГИЛ (организация, запрещенная на территории РФ, - прим.ред.). Мне было все равно, кто на видео - мигрант, оккупант или просто житель Испании, я реагировал, и это подтверждено не только экспертизами, но и многочисленными свидетелями, на само действие.
Что еще хочу сказать. Я лично занимался людьми, которым реально физически угрожала опасность - это бойцы «Беркута», которым нам удалось дать политическое убежище. Это 80 семей. Я лично занимался размещением в Астраханской области семей, сбежавшим из Донецкой и Луганской областей, около 300 семей. Мы их размещали в трех детских лагерях, потом трудоустраивали. Это показывает, что никакого негативного отношения к мигрантам у меня в принципе не может быть. Я, вот, допустим сам мигрант, в Москве 12 лет прожил.
Ну, и последнее (обращается к судье, - прим.ред.). Когда вы уйдете в совещательную комнату, я прошу понимать одно, что в этой жизни все мимолетно. Кроме совести и чувства собственного достоинства. Какое бы решение не было, на него внимательно будут смотреть не только там (и в Москве, и в Красном здании), но и педофилы. Поскольку люди, которые имеют к этому отношение, рядом с нами ходят. Для них это будет хороший звонок, что их, как минимум, трогать и обижать нельзя".
Кстати, о том, что Александр Тукаев действительно помогал сотрудникам украинского спецподразделения, "ПУНКТ-А" писал на своей же площадке. Вот, скрин статьи за 23 февраля 2014 года
Встанет ли суд на сторону Тукаева узнаем уже в этот понедельник. 7 июня состоится завершающее заседание по делу.