Записки астраханского натуралиста. Сколько сайгаков заходит к нам с Казахстана?

https://punkt-a.info/news/glavnoe/zapiski-astrakhanskogo-naturalista-skolko-saygakov-zakhodit-k-nam-s-kazakhstana
Пункт-А
Записки астраханского натуралиста. Сколько сайгаков заходит к нам с Казахстана?
29-08-2021 \\ Просмотров (5264)
29-08-2021

Автор рубрики - Владимир Паньков.

В Лиманском районе находится заказник «Степной», в котором вот уже больше 20 лет занимаются спасением популяции древних антилоп, сайгаков – мы конечно об этом писали (https://punkt-a.info/news/glavnoe/saygaki-zakaznika-stepnoy). Но это не единственные сайгаки, которых можно встретить в нашем регионе – со стороны Казахстана в Ахтубинский и Харабалинский район, а также в Волгоградскую и Саратовскую область, регулярно заходят животные из более крупной казахстанской популяции. Всемирный фонд природы (WWF) давно поддерживает сохранение сайгаков на правобережье Волги и сейчас озаботился состоянием и будущим этой антилопы в Заволжье. Чтобы выяснить современную ситуацию и оценить перспективы трансграничной популяции, WWF готовит специальный обзор. Исполнитель этой работы, Илья Смелянский, весной побывал в нашем регионе. Мы связались с Ильей, чтобы узнать, какую информацию удалось собрать по казахским антилопам.

Сфотографировать осторожных животных очень сложно, максимум, что удается увидеть с подхода – стремительно убегающие точки на горизонте, поэтому все фотографии в статье сделаны в заказнике "Степной", из стационарного укрытия.


Прежде всего, расскажите о казахстанской популяции – если в России численность сайгаков по разным оценкам составляет от 7 до 10 тысяч, то у наших соседей их намного больше, насколько я знаю?

- В Казахстане есть три популяции сайгака, практически не смешивающиеся между собой. Из них с Астраханской областью (и вообще с российским Заволжьем) граничит одна – Волго-Уральская. Волга отделяет ее от российской популяции Северо-Западного Прикаспия, Урал – от Бетпакдалинской и Устюртской популяций.

По официальной оценке в мае 2021 численность Волго-Уральской популяции составляла 545 тысяч животных. Всего же в Казахстане в этом году обитает около 842 тысяч сайгаков.


Почему казахские сайгаки заходят в Астраханскую область и более северные регионы, есть ли оценки численности мигрантов? Мне кажется, больше всего они заходили в прошлом году, когда была сильная засуха?

- Сайгак - это вид, который в нормальных условиях совершает сезонные миграции, то есть направленные перемещения из одного места пребывания в другое. Есть места зимовок, летовок, осеннего пребывания (места гона) и весеннего (там происходит отел). Во время миграции сайгаки могут проходить за несколько дней сотни километров. Но и в местах сезонного пребывания животные тоже не стоят на месте, они пасутся, постоянно передвигаются.

Кочевать сайгак перестает только когда его численность падает до минимума, так было и в северо-западном Прикаспии, и в Волго-Уральском междуречье в начале 2000-х.

А когда численность сайгаков в Волго-Уральском междуречье восстановилась, возобновились регулярные миграции - это было примерно около 2010 года. И вот тогда оказалось, что места летовок из года в год смещаются все более на север и северо-запад. А там российская граница. Там же, около границы и места отела (места весенней концентрации). Вблизи астраханской области мест массовых летовок нет, зато есть район зимовки.

Сайгаки заходят на российскую территорию не в ходе миграции, а при перемещениях внутри района сезонной концентрации, во время зимовки, иногда осенью или весной – пока не ушли на север или когда уже вернулись на юг. Летние заходы до прошлого года были редки.

В засуху сайгаки, во-первых, активнее перемещались внутри районов летовки – было жарко и сухо, им не хватало водопоев и сочного корма, и в его поисках они более массово заходили на российскую территорию. Во-вторых, засуха частично нарушила ход миграций и больше сайгаков осталось на лето в районе зимовок. Поэтому прошлым летом сайгаки массово появились в районе Баскунчака, и даже южнее.

Трудно сказать, сколько было в 2020 году сайгаков в Заволжье – их никто методически не считал, к тому же они перемещались туда-обратно через границу. Оценочно, максимальная численность во всем российском Заволжье была видимо в июне – около 45-50 тысяч голов. В Астраханской области летом было не более 1500, зимой 2020/21 по некоторым оценкам до 2500 сайгаков.


Можно ли сказать, что раньше казахская и российская популяции сайгаков были одним целым? Несет ли изоляция российской популяции опасность генетического вырождения животных?

- Сайгаки правобережья Волги, видимо, всегда были отдельной популяцией. Но когда население региона было меньше, сайгаки иногда могли пересекать Волгу, то есть полной изоляции не было.

Теоретически, долгая изоляция и снижение численности должны привести к снижению генетического разнообразия, и даже есть опасность близкородственного скрещивания. Но пока этого не произошло, по крайней мере, генетическое разнообразие сайгаков изучали и особого снижения не нашли.

Ниже всего генетическое разнообразие в монгольской популяции – там изоляция продолжается несколько тысячелетий, а численность остается низкой уже много десятков лет.


Колючая проволока и другие заграждения на российско-казахстанской границе могут препятствовать миграциям сайгаков, в прошлом году этот вопрос активно обсуждался, в какой он стадии сейчас? Можно ли сделать в границе специальные проходы для сайгаков?

- Колючая проволока может препятствовать, да. Но, например, в Волгоградской области сайгаки проходят границу, прорывая заграждения. А в Саратовской и проволоки почти нет. Когда через границу пытаются пройти тысячи сайгаков, забор не удерживает. Но какая-то часть их, видимо, гибнет на проволоке.

Оценить гибель сайгаков на «колючке» сложно, потому что пограничники сами все фиксируют. Мне известно всего два достоверных факта гибели. Но правда ли их так мало - неясно.

В районе Богдинско-Баскунчакского заповедника, по его инициативе и при поддержке межведомственной рабочей группы по сайгаку при губернаторе Астраханской области, в конце 2020 года были сделаны 5 проходов для сайгаков.

Вообще проходы нужны, и нужно бы менять «колючку» на более безопасные для сайгаков и оперативно открываемые заграждения. Технически это возможно, это вопрос денег и лишнего беспокойства для пограничников.

Притом ставить ли вообще забор, какой и где – это решение областного уровня, не федерального. Ставили его по ветеринарным соображениям, и эти соображения остаются.


Не страдают ли казахские сайгаки на российской территории от браконьеров? Кто-то занимается их охраной?

- Гораздо меньше, чем на казахстанской территории. Насколько можно понять, массового, коммерчески ориентированного браконьерства на сайгака в российском Заволжье нет. Имеют место отдельные случаи незаконной охоты и незаконного оборота рогов. За все годы относительно многочисленных заходов (с 2017) случаев браконьерства было всего чуть более 10 во всем регионе. Погибает от браконьеров порядка 20 сайгаков в год. Конечно, выявляются не все факты браконьерства, но думаю, это отражает реальную ситуацию. Для сравнения, в соседних областях Казахстана выявляются сотни случаев и гибнут тысячи животных в год. Там и численность сайгака больше, конечно, но даже с учетом этого, у нас пресс браконьерства ниже.

На мой взгляд, причина проста – большинство сайгаков в Заволжье остается в погранзоне и приграничных районах. Там контроль обеспечивают пограничники, а их возможности и численность в 100 раз больше, чем у всех природоохранных служб вместе взятых. И почти все задержания браконьеров у нас – с участием пограничников.

Вообще же охраной занимаются территориальные инспекторы региональных природоохранных органов – фактически это инспекторы охотнадзора. В Астраханской области они в системе Службы природопользования и охраны окружающей среды. Кроме территориальных инспекторов, есть еще опергруппа, которая выезжает для усиления в каких-то сложных случаях. Кроме того – в ООПТ еще своя охрана, где есть отдельный штат (в Астраханской и Волгоградской есть). Участвует в охране сайгаков и полиция.

Но координирующая роль - у природоохранных органов. Для полиции и пограничников это не основная задача. А инспекторов на территории очень мало. В среднем, в местах заходов сайгаков в Заволжье получается меньше одного инспектора на муниципальный район: в Саратовской области 3 инспектора на четыре района, в Волгоградской – 3 инспектора на два района (но они еще отвечают за другие два района, где нет сайгаков), в Астраханской – 1 на два района. Плюс у них всегда дефицит ГСМ, да и техники не хватает.


На российской территории казахские сайгаки заходят на особо охраняемые природные территории (ООПТ) регионального и федерального значения, участвуют ли эти ООПТ в охране сайгаков? Достаточно ли этих ООПТ, не видите ли вы необходимость создания новых для защиты сайгаков?

- В Саратовской области просто нет ООПТ с собственным штатом. В Волгоградской есть природный парк – но он не регулирует охоту на своей территории. Только в Астраханской ситуация лучше: тут и количество ООПТ со штатом больше (их три), и уровень их выше (есть заповедник), и полномочий у инспекторов ООПТ достаточно. Притом и сайгаков в Астраханском Заволжье относительно мало, и они в основном как раз держатся в пределах ООПТ.

Конечно, было бы очень хорошо создать для охраны сайгака и сохранения его мест обитания какую-то большую ООПТ в Саратовской области, и еще одну или две в Волгоградской. И очень важно было бы добавить полномочий и практических возможностей инспекторам этих ООПТ. В Астраханской новых ООПТ для сайгака может пока и не надо, но было бы важно поменять зонирование природного парка «Баскунчак» (сейчас там 90% территории – такая функциональная зона, где почти все можно), создать охранную зону заповедника и добавить всем ООПТ техники и снаряжения.

Есть еще такой момент: охраной сайгака от браконьеров в регионе занимаются многие. Но очень важно еще создавать для него водопои, предотвращать конфликты с фермерами и скотоводами, заниматься экологическим просвещением среди местных жителей. И вот это все пока делают почти только сотрудники ООПТ. Еще и поэтому важно поддержать и усилить ООПТ в регионе заходов сайгака.






Новости СМИ2


Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети
ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль