Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик
Новости кратко
Загрузить еще
Читать архив новостей
Социальные сети

Зачем в Астрахани жгли арбузы?

https://punkt-a.info/news/glavnoe/zachem-v-astrakhani-zhgli-arbuzy
Пункт-А
Зачем в Астрахани жгли арбузы?
27-07-2022 \\ Просмотров (3534)
27-07-2022

27 июля — в истории Астраханского края — печальная дата. Именно этот день 1970 года положил начало т. н. «астраханской холере», которую хорошо помнят старожилы. Закрытый на карантин город, несмотря на информационную закрытость социалистических времен, быстро «прославился» на весь мир. Хотя, как бы это цинично не звучало, но та эпидемия не была самой страшной и масштабной. Скорее, самой распиаренной. И именно после нее Астрахань еще многие годы воспринималась туристами, как опасный регион.

Что было раньше — холера или Астрахань?

Дело в том, что чего-то принципиально нового в холере 1970 года не было. Астрахань расположена на перекрестке торговых путей и контакты с южными странами, откуда чаще всего и приходила эта болезнь, являлись исторически неизбежными. Сколько было холерных эпидемий на этой территории — никто нам точно не скажет. Скорее всего, они случались еще в золотоордынскую эпоху. До XIX-го века медицинской статистики не велось, а летописи содержали обобщающее слово «мор». При этом, мор означает вообще массовый характер смертельно опасного заболевания, будь то чума, холера, скарлатина, корь, грипп или что-то еще. Так что поди разберись, от чего помирали астраханцы времен средневековья…

Зато уже в XIX-м веке холеру описали и зафиксировали не менее пяти раз. Например, в августе 1823 года она погубила более семи сотен горожан. И была холера страшна не только высокой смертностью, но и социальными последствиями. Докторам в ту пору астраханцы не слишком верили. Неоднократно были попытки сжечь больницы, как «рассадник» болезни. Случались нападения на лекарей. А тех, кто дезинфицировал места забора воды и общественные уборные хлорной известью, считали отравителями и норовили убить на месте. Даже бунты случались. Причем такого масштаба, что из Саратова вызывали войска для подавления астраханских беспорядков.

В прошлом веке холера также гостила здесь неоднократно. Иногда, подтверждая принцип: «Беда одна не приходит». Так, летом 1942 года, в самый разгар войны, обследование Горздравотделом заключенных астраханского лагеря для военнопленных выявило высокую смертность от кишечных заболеваний. Инфекция распространилась и среди местного населения, с которыми военнопленные контактировали во время работы на различных предприятиях города. За три месяца холерой переболели 288 человек, 159 человек умерло.

Город закрывается!

И все же, несмотря на такой «богатый опыт», в июле 1970 года Астрахань к эпидемии оказалась не готова. Начиналось ведь все тривиально — в больницу имени Бехтерева, в инфекционное отделение, привезли сторожа из Камызяка. Симптоматика кишечного расстройства. Вроде бы ничего страшного. Однако профессионализм врачей той эпохи не зря до сих пор вызывает уважение. Заведующая отделением Нина Вевюр заподозрила самое худшее. Анализы подтвердили — холера. Больной умер. Но параллельно стали поступать больные из других районов области, а на заводе стекловолокна разом заболели 150 работников. Тут уже стало не до сомнений — начинается эпидемия. Впрочем, трубить тревогу побоялись, первый материал о проблеме появился в «Волге» лишь 6 августа. Хотя горожане уже, что называется, «стояли на ушах».

В городе объявили карантин. Выехать можно было только после недельного пребывания в изоляторе, который в народе называли «резервацией». На помощь астраханцам приехали врачи из других регионов страны, включая московских «светил», таких, как главный санитарный врач СССР Петр Бургасов. Но медиков все равно не хватало. Лечение, профилактика, рейды, осмотры, досмотры требовали сотни специалистов. К борьбе стали привлекать и студентов последних курсов Астраханского медицинского института. Некоторые из них, как, к примеру, теперь уже медик с полувековым стажем Татьяна Аршба, станут профессиональными и прославленными инфекционистами.


Как жили?

Трудно. Вообще, в Астрахани начала 70-х годов прошлого века, удобства были далеко не у всех. Они и сейчас есть не у каждого. Астраханцы охотно пили сырую воду, да и фрукты мыли отнюдь не всегда. И вообще санитарная обстановка не везде характеризовалась как идеальная. Но вот именно в таких сложных условиях предстояло остановить холеру.

Старые горожане, которых опрашивал автор, говорили, что вся Астрахань тогда пахла хлоркой. Дезинфекцию проводили даже в дворовых туалетах, которых в Астрахани было как грязи. Для профилактики выдавали тетрациклин. И по 20 раз на день по радио передавали симптомы, при которых нужно было срочно вызывать медиков. Рассказывали, что юмористический вроде бы лозунг «Чище руки — тверже кал» был в ту пору вполне серьезным. И его действительно наблюдали вывешенным в местах общего пользования!

Популярные в наших краях базары опустели, контакты старались минимизировать. По улицам ходили сандружинники. Милиционеры в случае необходимости обеспечивали принудительную госпитализацию или обсервацию тех лиц, которые по каким-то причинам отказывались следовать указаниям медицинских работников. Воду теперь кипятили, фрукты и овощи ошпаривали горячей водой. Обычная для августа (сезон витаминов) легкая диарея теперь воспринималась как повод для обязательного помещения в стационар! Этого боялись…

Но если астраханцы были все-таки у себя дома, то «застрявшим» здесь иногородним приходилось еще хуже. Застряла тогда и съемочная группа знаменитого режиссера Василия Шукшина, которому холера помешала снять фильм о Степане Разине. Экипажи всех проходящих по Волге судов подвергались карантинному досмотру, «подозрительные» моряки и речники отправлялись в «резервацию». Застряли командировочные, застряли приезжие дети в пионерлагерях, застряли гости, приехавшие к родственникам позагорать и полакомиться арбузами…


Кстати, об арбузах «холерного» периода, как о грустном символе, пел Владимир Высоцкий:

Не покупают никакой еды —

Все экономят вынужденно деньги:

Холера косит стройные ряды, —

Но люди вновь смыкаются в шеренги.

Закрыт Кавказ, горит «Аэрофлот»,

И в Астрахани лихо жгут арбузы, -

Но от станка рабочий не уйдет,

И крепнут все равно здоровья узы.

А чё сразу Астрахань-то?

Дело в том, что гениальный и предельно откровенный Высоцкий, упомянув не только Астрахань, но и Кавказ, а также «Аэрофлот», показал масштабы эпидемии. Об этом тогда старались не писать в газетах, но Астрахань была лишь одним из проблемных участков. Да, в истории ту холеру очень часто называют именно «астраханской». Хотя ее ареалы были гораздо шире. Правда, стоит признать, что Астрахань содействовала распространению. Выдержка из научной работы: «Закономерности распространения холеры в бассейне Волги в 1970–1973 гг.»:

«Интенсивные транспортные связи Астраханской области с другими регионами страны способствовали быстрому распространению инфекции. С 30 июля по 5 августа множественные завозы инфекции из Астрахани наблюдались в Волгограде, Саратове, Ртищево. Инфицирование заболевших было связано с купанием в Волге или при контакте с заболевшими родственниками в Астраханской области в период с 27 по 30 июля…»

Но виновник эпидемии - вибрион Эль Тор, появившись предположительно в Иране, уже на первых порах обосновался не только в нашем городе. Страдали черноморские курорты, болезнь захватила юг Украины, вспышка была в Батуми, в каспийских портах Дагестана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении, а Керчь и Одессу вообще пришлось закрывать, как и Астрахань.

В Волгограде было выявлено 30 заболевших, в Умани – 14, Новороссийске – 13, Махачкале – 12, Тирасполе – 8, Саратове и Кирове – по 6, Куйбышеве – 5, Кишинёве – 4. Единичные случаи заболевания фиксировались в Москве, Ленинграде, Перми и десятке других городов. Но там своевременная изоляция больных и строгая профилактика позволили избежать эпидемических масштабов.

Но в историю поневоле вошла именно Астрахань. Тот случай, когда это гордости не вызывает.

После

Холера не только «прославила» Астрахань. Она унесла 35 человеческих жизней только в нашем регионе. Да, спасибо умелой организации и самоотверженности медиков, уровень смертности был невысок, в сравнении со средневековьем, но все же каждая человеческая жизнь бесценна.

Однако были и положительные выводы. Областная медицина научилась работать в условиях инфекционных вызовов, а в 1973 году в Астрахани появилась специализированная инфекционная больница в Покровской роще. И система контроля и мониторинга качественно усилилась. Что радует, ведь территория Астраханской области по-прежнему относится к первому типу по эпидемическим проявлениям холеры. То есть, теоретически эта гадость до конца не побеждена и может случиться вновь. Но практически этого специалисты стараются не допускать.

Тем не менее, в качестве «пугалки» холерная тема периодически всплывает. Последний раз это случилось буквально пару месяцев назад, когда в мессенджерах пошел гулять фейк о том, что в нашей воде обнаружен вибрион, и это, якобы подтвердили в одной из больниц города. Роспотребнадзору пришлось немедленно успокаивать астраханцев. Ну, что же, в наших современных реалиях информационные вибрионы порой не менее вредны, чем природные. И важно стараться остерегаться и тех и других.

 

 





Новости СМИ2


ПнВтСрЧтПтСбВс
Важно!
Использование материалов, размещенных на информационно-новостном ресурсе «ПУНКТ-А», допускается ТОЛЬКО С РАЗМЕЩЕНИЕМ АКТИВНОЙ ГИПЕРСЫЛКИ. Перед чтением материалов сайта "ПУНКТ-А" проконсультируйтесь с юристом и врачом, по возможности ознакомьтесь с инструкцией по применению всех упомянутых товаров и услуг; имеются противопоказания. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения содержат ненормативную лексику, оскорбления, призывы к насилию, являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы.
Инфо

СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А" (свидетельство Роскомнадзора ЭЛ № ФС 77 – 67475 от 18.10.2016 г.)
Учредитель - главный редактор Варначкин А. А.
Телефон редакции. +7-908-616-0293.
E-mail редакции: punkt20102010@gmail.com

Бигль