Вообще общественными объединениями в России занимается министерство юстиции. Именно этот орган следит за порядком в политических партиях, национальных обществах, религиозных объединениях и всяческого рода профессиональных союзах. До сего момента правила проверки деятельности подобных организаций были одни и те же: будь то "Партия любителей спать в обнимку с котиками", либо бурятская ячейка "Аум Синрикё"... И данная ситуация несколько сковывала надзорный орган в действиях. Чтобы исправить этот недочет, в Госдуму был внесен законопроект, вводящий ряд особых условий при проверке деятельности религиозных общественных объединений.

Главная новация - появление такого критерия, как "иностранное финансирование". Раньше подобный инструмент использовали при анализе деятельности политически-ориентированных НКО, теперь в "иностранные агенты", похоже, смогут зачислять и группы верующих. Механизм следующий: если в отчетном году религиозное объединение получало денежные средства или иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства - обязаны представлять в Минюст информацию о своей деятельности. Да не просто, а в подробном виде: с указанием данных о состоянии финансов и хозяйстве, о персональном составе руководящих органов и сведения об иностранном финансировании. Иные религиозные организации от обязанности по представлению отчетности освобождаются.
Весь фокус в том, что религии принципиально не признают границ. Исламские, буддийские, протестанские, католические течения активно взаимодействуют с собратьями по вере и обмениваются разнообразным "имуществом": начиная от тиражей "Сторожевой башни" и "Гидеоновской Библии" и заканчивая видеокассетами со свежими лекциями просвещенных пакистанских муфтиев... Даже, казалось бы, абсолютно местное православие на практике активно сотрудничает с коллегами за рубежом, так что ладанку с Афона и лампадку священного огня со Святой Земли тоже можно записать в графе "имущество, полученное от иностранных граждан"... И это не говоря о паломничествах и хаджах, которые при должной степени паранойи можно квалифицировать чуть ли не в "зарубежную стажировку с целью вербовки"...
Еще одна новинка - возможность проводить внеплановые проверки религиозных организаций, если в их отношении появляются подозрения в экстремистской деятельности. Это, как минимум, интересно. Дело в том, что определение экстремизма, указанное в включает такие признаки, как:
... "1) экстремистская деятельность (экстремизм):
- публичное оправдание терроризма;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;" ...
Едва ли не в половине священных текстов присутствуют отрывки, которые при желании . Учитывая, что до сей поры лишь верующие имели возможность писать заявления в прокуратуру с требованиями "защитить оскорбленные чувства", теперь у остальной части населения появляется повод сравнять счет. Поправки устанавливают три критерия проведения внеплановых проверок в отношении религиозных объединений:
- 1) в случае поступления в Минюст информации о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма или терроризма (правда, писать такие жалобы в минюст имеют право только госорганы и муниципалы)
- 2) в случае прямого поручения президента РФ, правительства РФ или же на основании требования прокурора
- 3) в случае истечения срока устранения ранее выявленного нарушения
Рассмотреть законопроект в первом чтении депутаты планируют 30 июня.















