Если казах скажет вам, что ему надо ехать на день рождения к родственнице, и вы поинтересуетесь, кем она ему доводится, может статься, что у его свата есть брат, у того сноха, у снохи тетя, у тети зять, а у зятя племянница – вот она-то и есть та самая родственница. И это не будет ни шуткой, ни преувеличением. То, что для русских – седьмая вода на киселе, для казаха – родня.
Не зря про это придуманы анекдоты, которые астраханские казахи сами с удовольствием рассказывают.
Во время войны попадают в плен русский, украинец и казах. Офицер, поглядев на русского, говорит: «Допросить и расстрелять». Потом на украинца: «Допросить и расстрелять». Взглянув на казаха, приказывает: «Расстрелять!»
Тот в недоумении: «Почему это их сначала допросить, а меня сразу расстрелять?». Офицер: «А с тобой поговоришь, окажется, что мы родственники».
Шутка шуткой, но в ней большая доля правды. Возможно, вам приходилось наблюдать, как два казаха, впервые встретившись друг с другом, спрашивают: «Ты какого рода?». А дальше… выясняется, что они или родственники, или родственники по матери, или их родственники – родственники… и так далее.
«По закону казах должен знать свою родословную до седьмого колена, - рассказывает председатель президиума Астраханского регионального общества казахской культуры «Жолдастык», член Гильдии межэтнической журналистики Ришат Сапанов. – Запрещалось жениться и выходить замуж за людей своего рода до седьмого колена, а в некоторых родах – до 12-го. Считалось, что это близкие родственники».
Сам Ришат свою родословную восстановил недавно – до этого в ней были пробелы. Было это так. «Сотрудник почты звонит моей маме, - рассказывает Ришат. – Говорит: тут одна девушка вас ищет. Что за девушка, откуда, зачем?» Оказалось, знакомая этого самого работника почты ходила в больницу на прием к врачу. Врач поделилась, что у нее в Камызякском районе есть родственники, но она до них никак не доберется. Так, через общих знакомых, они нашли друг друга. «Новая» родственница рассказала, что не так давно нашла в Казахстане могилу их общего прапрадеда. Через это недостающее звено и удалось восстановить родословную семьи. «Сейчас я знаю свои корни до 14 колена, - с удовлетворением говорит Ришат. – А больше всех рад мой дедушка. Ему уже 80, и он самый старший в нашем роду. У него теперь душа спокойна».
Астраханские казахи, как известно, относятся к так называемому Младшему жузу (всего их три – Старший, Средний и Младший). Жузы – исторически сложившиеся союзы – разветвляются на большие родоплеменные объединения, те в свою очередь - на роды. Каждый казах знает свой род. Например, родословную Ришата можно схематично изобразить так: байулы – берш – жайык – тыныс. До какой ветви они считаются родней? «Все, кто из рода берш – мы все родственники, - поясняет Ришат. – Вот сейчас жайык скажут: мы до жайык все близкие родственники. Мы скажем: а вы – наши дядьки, значит, до тыныс мы все родня. Другие скажут: а мы все внуки – так и получится, что до берш мы все родственники».
Но и это еще не все. Есть родня по женской линии. И тут… начинаем все сначала. Внуки от дочери в казахских семьях называются жиены. В отличие от немере – внуков по линии сына – жиены принадлежат к роду своего отца. При этом родственники матери для жиенов - нагаши.
- Например, я спрошу кого-то: ты какого рода? Он ответит: я найман. А ты?
- А я берш.
- Ой, а у меня мама из рода берш. Значит, ты мне кто? Нагаше. То есть все равно родственник.
Вот такие хитросплетения. Если честно, я пока писала, запуталась раз десять. Но для казахов все это не представляет особой сложности. «Поэтому казахская свадьба в 200 человек – это очень скромно, - смеется Ришат Сапанов. - Ведь если кого-то из четвероюродных братьев не позвали – это смертельная обида».
С одной стороны, такое количество родни (и такие многолюдные застолья) – хлопотно и накладно. С другой стороны, и гости приходят не с пустыми руками, а близкие родственники могут дарить суммы с несколькими нулями. Если же в дом приходит беда, кто-то умирает - все близкие приедут в тот же день. И тут же распределят все обязанности: ты покупаешь ткань, ты на мясе, ты на продуктах. Каждый четко знает, что и как он должен сделать: кто копать, кто готовить доски, кто привести муллу и так далее. То же относится к свадьбе и другим крупным торжествам.
Так сколько у астраханского казаха родственников? Считать их – все равно что звезды в небе или песчинки на берегу. Можно подсчитать разве что самих казахов. Так, по данным переписи 1926 года в Астраханской губернии проживало 45,7 тыс. казахов, их доля составляла 8,7% населения. В 1970 году их было уже 96,7 тысячи, или 11%. А в 2010-м – 149,4 тысячи, или 14,7% населения Астраханской области. А если, как уверяет Ришат, все казахи друг другу в той или иной мере родственники – вот и считайте, сколько у астраханского казаха родни!
Казахская община в Астраханской области – вторая по численности после русских и самая крупная в России. И живем мы здесь в таком тесном соседстве, что в казахском доме на празднике или поминках можно увидеть и русских, и татар, и армян, и представителей любых народностей, живущих по соседству. При этом все дружно сидят на полу, едят бешбармак пальцами, как ни в чем не бывало. «Сколько себя помню, мы и яйца ходили катать, и славили на Пасху все вместе, - вспоминает Ришат Сапанов. – На Ураза Байрам русские ребята вместе с нами ходили по домам и возвращались с мешками гостинцев. У нас много смешанных браков. И проблем, связанных с национальными обычаями и традициями, как правило, не возникает – настолько мы друг к другу привыкли, живя с детства бок о бок и ходя друг к другу в гости».
Напоследок мы представляем вам небольшой словарь названий казахских родственников. Надеемся, он вам поможет разобраться, кто есть кто в казахской семье.
Родственники в казахской семье делятся на три группы: өз жұрты, нағашы жұрты и қайын жұрты.
Так, в первую и самую основную родственную группу «Өз жұрты» входят близкие родственники:
Ата — дедушка;
Әже — бабушка;
Әке/Көке — отец; «Көке» на юге называют и старших братьев;
Ана — мама;
Апа/тәте — тётя; На юге «тәте» называют и дядю; в центральном Казахстане «Апа» может означать старшая сестра;
Аға — дядя или старший брат;
әпке — старшая сестра;
Іні — младший брат;
Сіңлі — младшая сестра (при обращении употребляют в основном старшие сестры);
Карындас — младшая сестра (употребляют в основном старшие братья);
Туыс/тума — родственники со стороны отца, но не совсем близкие;
Бөле — дети двух родных сестер будут друг другу «бөле»;
Жиен — внуки, дети дочери;
Немере — внуки, дети сына (продолжатели рода);
Жиеншар — правнуки со стороны дочери
Жеңге — жена старшего брата (самого старшего сына);
Келін бала — жена младшего брата.
Жезде — муж старшей сестры (самой старшей дочери);
Күйеу бала — муж младшей сестры.
Ко второй группе относятся родственники со стороны матери – «Нағашы жұрты».
К ней относятся:
Нағашы ата — отец матери (дедушка);
Нағашы ана, әже — мама матери (бабушка);
Нағашы аға — дядя (брат матери);
Нағашы апа — тетя (сестра матери);
Құда жегжат — дальние родственники со стороны матери;
Кабырға ағайын — очень дальние родственники со стороны матери. Настолько дальние, что непонятно каким боком они приходятся родственниками, то есть очень трудно разобрать. Поскольку акцент родственности всегда больше только по мужской линии;
Балдыз — младшие братья и сестры жены для мужа будут «балдыз»;
Бажа — мужья родных сестер будут друг другу «бажа»
Абысын, абысын ажын — жены родных братьев будут друг другу «абысынками».
Төркін — родственники жены одним словом.
К третьей группе родственников относятся родственники со стороны мужа или жены – «Қайын жұрты».
К ней относятся:
Күйеу — муж
Құдалар — родственники со стороны мужа или жены;
Қайын ата — отец мужа или жены;
Ене (Қайын ене) — мать мужа или жены;
Қайнаға — старший брат мужа или жены.