АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ЭКОНОМИКА – ЖКХ
В Астрахани стартует серия экзаменов для управдомов: с 22 января главы управляющих компаний должны будут подтвердить перед региональными властями свою профессиональную пригодность. Те, кто не сможет ответить на 100 вопросов за два отведенных часа – не смогут получить квалификационный аттестат, а это одно из требований для получения лицензии. Сегодня в малом зале резиденции губернатора Астраханской области руководитель регионально службы жилищного надзора Виктор Мыльников отвечал на вопросы о том, к чему в итоге приведет эта тотальная переэкзаменовка управляющих компаний.
Невидимая рука Адама Смита снова не сработала. Точнее сработала – но не в ту сторону. Реформа ЖКХ, которая начиналась под светлыми лозунгами «Давайте отдадим народу их жилье, и пускай они сами им управляют», к сожалению обернулась появлением целого класса новых «остапов бендеров», работающих по схеме «собрать платежи и убежать» (естественно, не все управдомы такие, но примеров действительно хватает).
В итоге под напором жалоб от граждан, не понимающих, куда уходят их деньги, власти вынуждены были реагировать. В середине 2014 года (21 июля) Госдума РФ приняла ФЗ-255 «О лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ». Согласно этому документу все управдомы – большие и малые – должны будут в ближайшее время пройти проверку на профпригодность. Попросту – сдать экзамен.
Глава астраханской региональной службы жилищного надзора Виктор МЫЛЬНИКОВ рассказал «Пункту-А» о том, как будет проходить переэкзаменовка для управдомов.
– Сроки отводятся достаточно сжатые, менее трех месяцев. До 15 марта все астраханские УК должны пройти экзамены. Еще полтора месяца отводится на окончательное оформление лицензий (в это время тоже можно будет сдавать и пересдавать экзамен, но, сами понимаете, чем меньше времени останется для лицензионной службы, тем больше шансов не получить документ вовремя). А с 1 мая закон окончательно вступает в силу: без лицензий работать будет уже нельзя.– А все ли компании успеют уложиться в срок?
– Цифры таковы: на конец 2014 года в Астраханской области было зарегистрировано чуть менее 100 компаний, специализирующихся на управлении многоквартирными жилыми домами (МКД). Еще полтора десятка УК были образованы недавно и пока не приступили к управлению какими-либо МКД. Чтобы они могли пройти экзамен мы организовали в помещении нашей службы (г. Астрахань, ул. Свердлова, 65б) четыре рабочих места с компьютерами. Этого вполне должно хватить на всех.
Мы запланировали проведение экзаменов в режиме двух раз в неделю. В день по два сеанса – утром и вечером. Итого за день на четырех компьютерах мы сможем принять по 8 претендентов.
– А что из себя представляет этот экзамен?
– По сложности это напоминает экзамен на право вождения автомобилем, который сдается в ГИБДД. То есть, это тест: вопрос + варианты ответов.
Есть перечень из 200 вопросов, утвержденных на федеральном уровне. Вопросы – на знание законодательства в сфере ЖКХ, налогов, гражданских норм и т. д. Все вопросы есть на сайте zhilnadzor.astrobl.ru.
– 200 вопросов – не многовато ли?
– На самом экзамене будут задаваться не все вопросы, а только 100. Но – отбирать их будет программа. По сути, тут исключен субъективный фактор: представитель управляющей компании садится за компьютер, входит в программу (которая установлена на московском сервере) и начинает отвечать на вопросы. Как я уже сказал: программа сама выбирает, какие вопросы задавать и в каком порядке. Наша задача лишь следить за порядком.
– Сложно сдать такой экзамен? Вы сами пробовали?
– Естественно мы сами также эти экзамены сдавали. Я лично сдавал в ноябре, в Москве.
Не скажу, что было просто. Вспомнил студенческие времена. Действительно пришлось где-то на две недели плотно засесть за конспекты, перечитать законодательство... Определенную трудность вызвал тот факт, что отвечать на вопросы нужно по порядку: отложить сложный вопрос на потом, чтобы вернуться к нему попозже – нельзя, система не позволяет. Но в итоге все прошло успешно.
Все наши инспекторы также успешно сдали этот экзамен. Так что, думаю, представители управляющих компаний также справятся, если выделят достаточно времени и внимания подготовке. Экзаменовать будем по два представителя от каждой УК: руководителя и одного из основных менеджеров.
– Почему по два?
– Вполне очевидно, что УК не может вести работу с одним человеком в штате. Плюс, руководитель может уехать в отпуск, уйти на больничный, и вместо него кто-то должен остаться. Мы должны проследить, чтобы заместитель также обладал нужным уровнем профессиональных знаний.
– А если УК – небольшая, на один дом? Может, там попросту нет столько руководителей?
– Ну уж два человека там точно должно быть. Пусть второй будет – слесарь. Но руководителя проэкзаменовать мы обязаны.
– Если все-таки случится провал на экзамене – что тогда? Есть у УК право на повторную переэкзаменовку?
– Есть. В конце концов, эта система запускается не на один раз: будут появляться новые УК, их тоже нужно будет потом лицензировать. Опять же, действующие УК, которые пройдут, должны подтверждать профпригодность раз в пять лет. Наконец, в случае дисквалификации УК, чтобы вернуться к работе нужно будет снова пройти проверку.
– То есть, практически, шансов на пересдачу – бесконечное количество. А значит, каждая УК сможет – пусть не с первой попытки – получить лицензию? Какой в таком случае эффект будет от нового закона? Разве можно таким образом отсеять недобросовестные УК? Ну вызубрят «жулики» букву закона...
– Не могу сейчас делать прогнозы, сколько компаний сдадут или не сдадут. Однако следует понимать, что экзамен на знание законодательства – это не самый главный фильтр, установленный ФЗ-255. Предполагается также отсев УК, руководители которых замечены в совершении экономических и тяжких преступлений.
Еще один важный момент – раскрытие информации: сегодня многие управляющие компании работают в таком режиме, что узнать об их деятельности практически невозможно. Бывает так, что офисы просто закрыты целыми днями, а на телефон никто не отвечает, информации о проделанной работе и ее стоимости – нет и т. д.
Также одно из условий – отсутствие УК в реестрах дисквалифицированных лиц налоговых органов и служб жилищного надзора.
– А у вас есть штрафной список?
– Есть, хотя в нем пока ни одной УК не значится.
– Хорошо, вернемся к вопросу о том, что же случится, если УК не сдаст экзамен. 1 мая мы переходим рубикон: все УК без лицензий теряют право вести деятельность. Что делать жителям «осиротевших» домов?
– Выбирать новую УК – с лицензией.
– А где узнать про такие УК?
– Списки тех, кто успешно сдал экзамен и прошел лицензирование мы будем публиковать с регулярностью раз в две недели. Хотите – и на вашем сайте опубликуем?
– А если жители не захотят или не соберутся, чтобы выбрать новую УК? Всякое ведь бывает – народ бывает весьма инертный, у всех работа, дела...
– По закону порядок действий такой: если дом остается без управляющей организации, то решение вопроса о выборе для него новой УК переходит в муниципалитет. Город проводит конкурс – и дом начинает обслуживать новая организация. Естественно, если жителей она перестает устраивать, они вправе провести собрание и уйти к другой УК.
– А что мы все время говорим про УК – управляющие компании? Есть же еще ТСЖ и непосредственное управление (НУ). Что станет с этими юридическими формами?
– С ТСЖ все в порядке. А вот с НУ мы уже, практически, распрощались. Согласно современной редакции Жилищного кодекса, МКД с числом квартир более 16-ти не может иметь непосредственное управление. Тут может быть либо УК, либо ТСЖ.
– Похоже, наша с вами беседа переходит в политическую плоскость. Ведь в свое время юридическую форму НУ очень сильно пропагандировала астраханская оппозиция – а конкретно, Олег Шеин. Помнится, даже Александр Жилкин в свое время высказался в том ключе, что не следует чинить препоны непосредственному управлению, так как эта форма управления МКД в Астрахани уже широко распространена и прижилась... А тут вдруг запрет?
– Но, в конце концов, как это можно обсуждать, если федеральный законодатель решил ввести запрет на НУ для крупных МКД?
Могу лишь высказать свою точку зрения на этот вопрос. Дело в том, что НУ в последние годы стало чрезвычайно удобной ширмой для так называемых «обслуживающих организаций». То есть, компания по сути исполняет те же работы, что и полноценная УК – проводит опрессовки, чинит кровлю, подвалы, ремонтирует фасад – но при этом оформлена, как сторонний подрядчик по контракту. И вроде как к дому не имеет никакого отношения. А дом оформлен, как НУ. И все – с компании взятки гладки: ответственности за дом она не несет, спросить с нее ничего нельзя... Люди приходят жаловаться, а мы ничего сделать по закону не можем – организация по документам проходит, как посторонняя. Жильцы спрашивают: «Как так? Вот же – ЖЭК!». Приходится отправлять их перечитывать договор, где черным по белому написано, что никакого «жэка» или УК у них нет, а есть – НУ. Теперь такая форма работы уходит в историю: УК берут дома в полноценное управление, как и положено.
– С другой стороны, Олег Шеин еще в прошом году, когда ФЗ-255 только готовился к принятию, высказывал ряд претензий, что лицензирование управдомов вводится с политическими целями. Дело в том, что управдомы по роду своей деятельности близки к народу. Так что дружба с УК, ТСЖ и советами домов – один из мощных инструментов воздействия на электорат. Поэтому Олег Шеин не без оснований заподозрил, что экзамены станут способом не столько отсеять неквалифицированных и жуликоватых управдомов, сколько способом бороться с неугодными: УК, замеченные в симпатиях к оппозиции, переэкзаменовку не пройдут. Прокомментируете?
– Вы знаете, есть такое выражение – «доказывать, что ты не верблюд»? Если кто-то априори уверен, что будут подтасовки,, то убедить такого человека в обратном невозможно в принципе.
Тем не менее, у нас все экзамены будут проходить в открытом режиме для прессы. Приходите, сами убедитесь.
Служба жилищного надзора не имеет отношения к политике. У нас и без того задач хватает. Так, например, по итогам 2014 года к нам поступило 4600 жалоб от жителей, которых не устраивают те или иные вопросы в обслуживании их домов. Многие жалобы упираются именно в то, что УК, ТСЖ и НУ недобросовестно исполняют свои обязанности. И в этой сфере уже давно настала пора навести хоть какой-то порядок.