Пыльные бури в Астраханской области могут стать обычным явлением. Об этом заявил в программе « Акценты» председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны природы, член Общественной палаты Астраханской области, доктор биологических наук Аркадий Сокольский.
Опустынивание - сложный экологический процесс, обусловленный как природными, так и антропогенными факторами. Наиболее важный из них – климат. «Академик Фаворский в свое время доказал, что изменение климата на 60% связано с влажностью атмосферы, и лишь 4% приходится на содержание в ней углеводорода», - рассказал Аркадий Сокольский. Уровень увлажненности нашей территории в первую очередь зависит от уровня Каспийского моря. «Могут ли пыльные бури стать обычным явлением? Это будет зависеть от поведения Каспия. Каспий настолько обмелел, и если эта тенденция продолжится, пыльные бури у нас будут намного чаще, - сказал Аркадий Сокольский. - Сейчас точно ответить на этот вопрос мы не можем, так как нет научных методов, позволяющих делать точный прогноз погоды на перспективу».
Но если на регрессию Каспия человек повлиять не может, то есть еще один, рукотворный фактор – обмеление западных подстепных ильменей (ЗПИ). «В последнее время многие каналы, ерики перекопаны, установлены незаконные дамбы. Многие ильмени, которые должны были использоваться под рыбное хозяйство, не используются. Между тем, именно западно-подстепные ильмени, их увлажняющее воздействие, могло бы значительно смягчить масштаб пыльных бурь и их последствия», - отметил ученый и общественник.
Второй гость программы – замминистра сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Каюм Османов – рассказал о проблеме перевыпаса скота, а также о фитомелиоративных работах. Они проводятся фермерами и весьма недешевы – 25 тысяч на один гектар. Но государство возмещает аграриям до 90% стоимости затрат. «С 2015 по 2020 год мы вели фитомелиоративные мероприятия на площади 3 тыс. га. В этом году федеральные средства, которые заложены на это направление, скоро закончатся, - рассказал замминистра. - Фермеры начинают довольно активно заниматься фитомелиоративными мероприятиями, высаживают специальные растения для укрепления почвы. Чтобы поддержать их, направлена заявка на дополнительное финансирование из федерального бюджета. И если до 2020 года мы фермеров активно убеждали, что такие мероприятия необходимо выполнять и что государство им компенсирует большую часть расходов, то в этом оду мы видим, что они сами задумались, после ситуации прошлого года».
Напомним, в прошлом году в Астраханской области случилась засуха. За апрель, май и июнь выпало всего 38 мм осадков – в пять раз меньше, чем в 2011 году. Животноводам приходилось летом подкармливать скотину, перегонять ее в пойменную часть. В соседней Калмыкии ситуация была еще хуже – был большой падеж, скотина в поисках еды мигрировала на территорию Астраханской области, здесь же калмыцкие фермеры закупали сено.
Аналогичная картина была и в 2018 году. «То есть у нас начинают повторяться эти засушливые периоды. Дефицит осадков, травяному покрову просто не хватает влаги, чтобы вырасти, - пояснил Каюм Османов. - Пыльная буря – это вершина айсберга. Процесс глубинный, и зарождение его - по большей мере это даже не Астраханская область. Это территории Калмыкии и Дагестана».
Некоторую надежду вселяет то, что в борьбе с опустыниванием Астраханская область теперь не одинока. После визита в Калмыкию 2 февраля этого года премьер-министра Михаила Мишустина и по его поручению в Волгограде на базе Федерального научного центра агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения РАН создан Центр по борьбе с опустыниванием территорий. 14 мая 2021 года вышло постановление Правительства РФ «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». С этого момента борьба с опустыниванием вышла на федеральный уровень и стала одной из важнейших задач государства. Программа будет действовать с 2022 по 2031 год, на её реализацию предполагается выделить более 750 миллиардов рублей.
Может быть, и наши многострадальные западные подстепные ильмени когда-нибудь дождутся своего часа и станут частью федеральной программы?