АСТРАХАНЬ — НОВОСТИ — СИРИЯ – ВЕРБОВКА
Два года назад «Пункт-А» рассказывал о том, как астраханец – некий Шамиль Измайлов – поехал «джихадить» в Сирию и вместе с дагестанским товарищем замутил в одной горной деревеньке свой халифат. Как и положено – с нардами и гуриями... Тогда это смотрелось довольно экзотично и забавно – потому что было достаточно далеко от повседневной жизни. Однако на днях появился повод вспомнить ту давнюю историю, тем более что к настоящему времени стало известно много интересных деталей.Впрочем, обо всем по порядку...
В прошлом году «Пункт-А» опубликовал большой репортаж из зала суда: в стеклянном аквариуме Советского районного храма правосудия оказалась аж целая группа из шестерых астраханцев, намеревавшихся оправиться воевать в Сирию на священный джихад к братьям-мусульманам. В зале суда непривычно звучали цветистые речи о «правоте шариата», «мерзостях конституции», «героической смерти шахида с улыбкой на устах», «гуриях, которые ждут праведного муджехеда в райских садах после»... Впрочем, никого завербовать с собой для поездки на Ближний Восток ваххабитам так толком и не удалось: первый же потенциальный «клиент», поняв, куда его вербуют, написал заявление в полицию...
Эта ситуация даже вызвала некоторое смятение у наших комментаторов: прозвучали даже полу-сочувственные реплики, что «вроде как молодые люди никого по факту не завербовали, практически баловались – а суровая машина российского правосудия все равно вкатала им по 6-7 лет...
Действительно, при подготовке того материала мы интересовались у силовиков, зафиксированы ли случаи отправки астраханцев в Сирию? Прямых фактов в итоге так озвучено и не было: вновь вспомнили про Шамиля Измайлова и еще домыслы о некоем полу-мифическом парне по имени Арсен, который вроде бы уехал «джихадить» – причем сам, без вербовки.
И вот этот Арсен, похоже, нашелся – и, судя по всему, оказался... родным братом того самого Шамиля Измайлова. В распоряжении «Пункта-А» оказался протокол допроса еще одного вербовщика – жителя поселка Прикаспийский Наримановского района Зелимхана Шапаева – который, в отличие от вышеупомянутой группы, вербовал более эффективно. Он таки сумел вывезти на войну с Башаром Асадом группу своих друзей и знакомых. По данным правоохранителей, ему удалось сагитировать примерно десять человек, а также самому «сходить на фронт»... Впрочем, в документе содержатся сведения лишь о троих завербованных. Тем не менее, рассказ снабжен большим количеством интересных деталей. Публикуем выдержки:
... «На территории Сирии находятся мои знакомые – братья Арсен и Шамиль Измайловы, они же «Абу Дауд» и «Абу Ханиф» соответственно, являющиеся уроженцами г. Астрахани. Знаком я с ними с весны 2009 года, так как снимал квартиру у их матери.
...
Шамиль Измайлов возглавляет вооруженное формирование «Джамаат Абу Ханифа», входящего в состав вооруженного формирования «Даулятуль Исламия Филь Ирак Ва Шам» – в переводе с арабского, ИГИЛ – «Исламское Государство в Ираке и Шаме» (Шам – арабское название Леванта – «Ъ»). Его брат Арсен – рядовой боевик в составе данного формирования. «Джамаат Абу Ханифа» дислоцируется в населенном пункте «Шейх Сулейман».
...
Периодически, посредством программы «Скайп» я общался с «Абу Даудом», в основном на религиозные темы. Неоднократно «Абу Дауд» приглашал меня на территорию Сирии.
В дальнейшем, в период с марта по июнь 2013 года, по договоренности с «Абу Ханифом» и «Абу Даудом» я склонил троих своих знакомых – Рахима У., Талгата И., а также Хаирлы Б. – к выезду в Сирийскую Арабскую Республику для вступления в «Джамаат Абу Ханифа», пообещав им за это материальное вознаграждение в сумме около $2000 в месяц.
...
Всем троим вышеуказанным лицам я сообщил о том, что обратной дороги из Сирии не будет.
...
Братья Измайловы сообщили мне информацию:
о способах и маршрутах прибытия на территорию Сирийской Арабской Республики,
контакты лиц, с помощью которых можно приобрести авиабилеты, найти автотранспорт,
где разместиться на квартирах в транзитных населенных пунктах на территории Турции,
а также, как беспрепятственно в обход установленных пунктов пропуска пересечь границу между Турцией и Сирией
Также в общих чертах нам пообещали, что на территории Сирии будет организовано наше обучение по тактической, огневой и физической подготовке.
...
<Когда загранпаспорта были готовы,> я связался с модератором сайта «Абу Ханифа» по имени Ахмад (он же Ильнур или Ильмир, входящий в «Джамаат Абу Ханифа», дагестанец по национальности) и поинтересовался каким образом можно приобрести билеты до Стамбула. Тот перевел мне на электронную карту деньги для покупки авиабилетов через Москву в Стамбул (53-54 тысячи рублей). В Москву мы вылетели 15 июня 2013 года.
...
Добравшись до Красной площади, мы прогулялись.
...
На следующий день наш самолет приземлился в аэропорту Стамбула Турции, где нас встретил Ахмад. Мы направились на квартиру, которая, как я понял, принадлежала «Абу Ханифу». В ней уже находились два выходца с Северного Кавказа, один из которых представился по имени Марат. В данную квартиру нас поселили для того, чтобы мы дождались момента, когда сможем переправиться в Сирию. Там мы прожили около недели. Те двое, которые там уже находились, покинули квартиру примерно через два дня и уехали в Сирию.
...
Своим оварищам я сообщил, чтобы они никому не говорили свои настоящие имена и представлялись теми религиозными именами, которыми мы ранее называли друг друга, а именно: Талгат И. – «Тальха»; Хаирлы Б. – «Хайрулла»; Рахим У. – «Мурат». А меня называли – «Абдурахман». Также я велел им никому не говорить свою территориальную принадлежность к Астрахани, и не показывать свои паспорта.
...
Находясь в г. Стамбуле я периодически отлучался с места проживания в магазины за продуктами, и как-то раз зайдя в одно из кафе, случайно встретил своего знакомого по имени Умар, который ранее проживал в Астрахани. В ходе разговора с Умаром я сообщил ему о своем намерении выехать в Сирию, на что он отреагировал негативно и убедил меня не ехать туда. Пообщавшись с ним, я принял решение о том, что не поеду в Сирию, после чего сообщил об этом своим товарищам, сославшись на надуманные семейные проблемы. Они были очень обижены на меня.
...
Своих друзей я передал Ахмаду, чтобы он препроводил их в Сирию к «Абу Ханифу». Как я представлял, они должны были попасть в окрестности г. Алеппо Сирии, в одно из близлежащих селений, и далее действовать согласно получаемым от «Абу Ханифа» указаниям.
Они вместе уехали на такси в сторону г. Антакия либо г. Хатая Турции, которые граничат с Сирией. Дальнейший их маршрут мне достоверно не известен.
...
Пробыв в г. Стамбуле еще примерно два дня, я вернулся в Астрахань.
...
6 августа 2013 года авиарейсом «Астрахань — Анталия» я вновь отправился в Турцию. Прибыв в приграничный город Хатая, я позвонил знакомому «Абу Дауда» с просьбой меня встретить.
Спустя некоторое время ко мне на мотоцикле подъехал ранее незнакомый парень, который отвез меня к автомобилю «скорой помощи». Я сел в данный автомобиль в качестве пассажира, и следуя на данном автомобиле, видимо, пересек турецко-сирийскую границу, без предъявления документов удостоверяющих личность. Выйдя из автомобиля, я увидел палаточный лагерь беженцев, где показал фотографию «Абу Ханифа», имеющуюся у меня в мобильном телефоне. После чего, как я понял, один из беженцев, на мотоцикле повез меня в неизвестном направлении. Следуя на данном мотоцикле, дорогу нам преградил автомобиль, в котором в качестве пассажира находился Рахим У. Я пересел в данный автомобиль, и мы направились в населенный пункт «Шейх Сулейман», расположенный в окрестностях г. Алеппо Сирии, контролируемый Измайловым Шамилем (Абу Ханифом), где расположились в одном из двухэтажных домов (возможно, ранее данное строение являлось административным зданием). Помимо нас там находилось еще примерно 20 человек.
...
(В тексте доклада этого нет, но, по всей видимости, проявленная при первой поездке трусость не прошла даром – Шапаева в отряд не приняли).
В этот же день со мной встретился Измайлов Шамиль. В ходе разговора, который длился около одной минуты, мы общались только на бытовые темы, и при встрече Измайлов Ш. отнесся ко мне «холодно». Также, в этот день я встретился и с Измайловым Арсеном (Абу Даудом), с которым общался на бытовые темы.
...
Учитывая, что у меня не было возможности сразу уехать из Сирии, я прожил там около трех недель. Затем узнал, что несколько моих земляков едут в сторону сирийско-турецкой границы, и уехал вместе с ними. Доехав до границы, меня привезли в один из частных домов, в котором находилось еще около пяти человек, ожидавших переправки через границу. Через несколько часов, проводник перевел нас через границу в пешем порядке, и я заплатил ему 25 турецких лир. Далее, вместе с остальными я сел в маршрутное такси и доехал до автовокзала г. Хатая, откуда на автобусе добрался до г. Стамбула.
...
Осенью 2013 года я случайно встретился с Талгатом И. на рынке «Большие Исады». Его поездку в Сирию мы в ходе разговора не обсуждали. Примерно на следующий день я также встретил Хаирлы Б.. С ним я также не обсуждал его поездку в Сирию. После этого ни Талгата, ни Хаирлы я больше не видел.
...
Чуть позднее я встречался с третьим товарищем – Рахимом У. – который сказал, что находился в окрестностях г. Алеппо, в одном из домов «Абу Ханифа». Он сказал, что Талгату был выдан автомат Калашникова.
...
Насколько мне известно, Рахим в настоящее время находится на территории Сирии, предположительно в городе Ракка. Чем он там занимается мне не известно».
Довольно занимательное чтение, не правда ли?
Но вот финал у «героического эпоса» – не в лучших канонах жанра. Крайне прозаический, без намеков на катарсис. По возвращении из Сирии Зелимхан Шапаев довольно быстро попал в поле зрения российских силовых структур. На допросе он запираться не стал и начал активно сотрудничать со следствием.
Несмотря на это 4 марта 2015 года Астраханский областной суд приговорил Зелимхана Шапаева к пяти годам колонии общего режима за нарушение ч. 1 ст. 359 УК РФ «Наемничество». Примечательно, что сам осужденный счел приговор необоснованным и подал жалобу в Верховный суд РФ. Буквально на днях, 20 мая суд намерен рассмотреть его дело повторно.
Еще один «турист» – Талгат И. – также на данный момент отбывает наказание в исправительной колонии по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконное хранение оружия»). Вероятно, тут сыграли роль как раз рассказы Зелимхана Шапаева о том, что его соратнику в Сирии выдавали автомат Калашникова.
Представители силовых структур комментируют:
– Задержанные рассказывают, что по прибытии в Сирию их постигало разочарование: реальная война далека от романтических рассказов, которые льют своим жертвам в уши вербовщики. Но следует понимать, что подобные «турпоездки» не проходят даром: каждого такого «джихадиста» по возвращении в Россию ждут уголовные дела.