Вот уже более полутора месяцев на наших страницах мы проводим опрос читателей, за кого из кандидатов они бы отдали голос на президентских выборах. (Для тех, кто до сих пор не заметил этот опрос, советуем обратить взор на колонку справа). Было бы глупо считать, что результаты этой анкеты демонстрируют реальные рейтинги действующих политиков. И что результаты выборов через год обязательно совпадут с этими цифрами. В конце концов, далеко не каждый избиратель ходит в интернет, и уж тем более попадает на портал «Пункт-А». Тем не менее, полученные за полтора месяца цифры взывают к некоторым размышлениям.
Почему Путин первый?
Вопрос о том, за кого бы вы проголосовали на президентских выборах, явно всколыхнул наших читателей. Текущие результаты несколько удивляют явным отрывом Владимира Путина – 143 голоса из 301 (47,5%). Так, у Дмитрия Медведева по результатам того же опроса всего 69 голосов (23%). А строчка «Буду голосовать за другого кандидата либо вовсе не пойду на выборы» набрала 89 голосов (29,5%).
Лидерство В. Путина объясняется достаточно просто. Во-первых, его платформа проста и понятна избирателям. Речь, конечно не только о нашумевшем когда-то (и так и не опубликованном) «Плане Путина», функция которого в далеком 2007 году заключалась в том чтобы убедить избирателей, что смена президента не приведет к смене курса. Политтехнологи В. Путина отчетливо добиваются того, чтобы имя премьера стойко ассоциировалось у граждан с такими понятиями, как «стабильность», «социальная защищенность», «сильная власть» и «консерватизм» (в хорошем смысле). Эта ассоциативная карта примитивна донельзя и посему понятна избирателям.
Наш друг Каддафи
Также на рейтинг Путина работают несколько показательных пиар-акций с его стороны, которые, естественно, были растиражированы СМИ в качестве почти что анекдотов. Так, очень показателен в этом смысле недавний заочный диалог Путина с Медведевым по Ливии.
Президент (уж неизвестно почему – по личным убеждениям или из-за давления партнеров из НАТО) публично высказался за необходимость отказаться от дальнейшей дружбы с Муаммаром Каддафи и подписал резолюцию ООН о возможности вмешательства в ливийский конфликт третьих стран. А премьер спустя сутки высказал противоположную точку зрения: что бомбить Ливию неприемлемая наглость, напоминающая фанатичный средневековый крестовый поход. Учитывая, что, согласно соцопросам около 70% россиян в африканском конфликте душой болеют за сторону Полковника Каддафи, этот шаг стал для Путина выигрышным.
ПУТИН И КАДДАФИ: ЧТО ОБЩЕГО?
Примечательно, что Муаммар Каддафи ассоциируется у российской аудитории с теми же понятиями, что и Владимир Путин: «стабильность» и «социальные гарантии». С началом ливийской войны россияне с завистью пересказывали друг другу слухи, что средняя зарплата учителя в Ливии составляет $3000, а бензин продается по 14 центов за литр (!). Чем не социальные гарантии? Так же обстоят дела у Каддафи и с остальными приписываемыми Путину ассоциативами: «сильная власть» (Каддафи – общепризнанный диктатор) и «консерватизм» (шутка ли – 40 лет у власти!).
Медведев – третий: и что?
Также стоит отметить, что «проигрыш» Дмитрия Медведева кандидату «не из тандема / против всех» имеет скорее тактический характер. В конце концов, если завтра будет объявлено, что от Тандема на выборы президента пойдет Медведев, то с вероятностью близкой к 100% победит именно он. А не мифический «другой кандидат», который к тому же может означать сразу несколько разных политиков – от В. Жириновского до Э. Лимонова.
Тем не менее, падение рейтинга Медведева (вначале опроса он шел вторым после Путина) требует отдельного пояснения. Свою роль в этом могла сыграть неясно сформулированная платформа этого кандидата. Ассоциативный ряд «модернизация», «инновация», «информативность» малопонятен широким слоям электората. А любовь г-на Медведева к демократическим идеалам (и соответственно шаги по поддержке «малых» партий) трактуются некоторыми как намеренное ослабление власти. Также против нынешнего президента работают такие негативные факторы начавшегося года, как рост цен, тарифов и налогов.