Предложение татарстанцев вызвало яростные споры некоторых представителей ведомств и регионов. Саратов и Самара не выказали особенного энтузиазма, зато Астрахань и Волгоград, больше, чем кто-либо на своей шкуре испытавшие обмеление Волги в мае — июне 2019 года, выступили в поддержку предложения из Казани, пишет «Реальное время». Мы приводим фрагмент материала наших коллег, касающийся данного вопроса.
Катастрофическая ситуация сложилась на Волге весной и летом этого года. Уровень воды в Куйбышевском водохранилище снизился до 49,9 метра при норме в 53. В ряде прибрежных районов, в Свияжском устье самого Татарстана, зафиксировано было сокращение нерестовых участков до 90 процентов. Были отменены заходы теплоходов, пострадало судоходство. Пострадали все регионы Средней и особенно Нижней Волги.

Причины катастрофы ищут до сих пор, эксперты и участвующие в дискуссии стороны, ученые, власти различных регионов сходятся лишь в одном, проблема не только и не столько в сезонном факторе, но и в антропогенном. Одной из главных причин почти сразу же назвали ситуацию с Нижнекамским водохранилищем, с советских времен фактически работающим на не полной нормативной мощности. Заполняемость его балансирует на уровне 63 метров при проектной отметке в 68 метров.
В конце июля этого года министерства природы Ульяновской, Самарской областей и Татарстана совместно обратились к Росводресурсам и Минприроды России с предложением повысить уровень Нижнекамского водохранилища хотя бы до отметки в 64 метра. Что позволило бы «сформировать полезную емкость от 1,5 до 2 кубокилометров, а в случае потребности Нижней Волги в больших объемах воды могло бы обеспечить сброс в Куйбышевское водохранилище дополнительной воды».
На совещании в Совфеде нижнекамский вопрос неожиданно оказался в центре обсуждения, даже чуть затмив проблему с экологией озера Байкал. Через час, перед самым официальным концом заседания выступил замминистра экологии Татарстана Тимур Гилязов, рассказавший, что само «Татэнерго» (местная ГЭС) готово поднять отметку водохранилища с 63,3 до 64 метров, — и продлил совещание невольно еще на целый час, вызвав яростные споры… Чиновник отметил, что достройка всей станции с увеличением отметки до 68 метров вообще-то предусмотрена Водной стратегией РФ до 2020 года, а работа ГЭС на непроектной отметке приводит к износу оборудования.
— Понятно, что поднять до 68 метров невозможно, так как с 1978 года, когда станция была введена в эксплуатацию, часть берега была заполнена недобросовестными застройщиками. Придется поднимать до 64 метров. Это поможет Куйбышевскому водохранилищу, что актуально в случае ситуации маловодья в мае 2019 года. Разработка проекта будет вестись на средства «Татэнерго», — объяснил замминистра.
В Татарстане уже создана рабочая межведомственная группа, в которой приняли участие все ведомства и организации, связанные с обоими водохранилищами. Разрешение на поднятие уровня воды было от этой группы получено. И власти Татарстана обратились в Минприроды РФ с просьбой об увеличении уровня до 64-й отметки. Откуда-то из толпы участников тут же послышался голос одной из участниц совещания, заявившей, что принимать подобное решение одному Татарстану — «недопустимо», необходимо согласование четырех регионов, на территории которых Нижнекамское водохранилище и находится.
Представитель «Федерального агентства водных ресурсов» (Росводресурсы) Дмитрий Савостицкий сначала в целом выступил в поддержку проекта «Татэнерго» и Татарстана. Однако затем заявил, что сегодня все четыре примыкающих к Нижнекамскому хранилищу региона (Удмуртия, Башкортостан, Пермский край, Татарстан) продемонстрировали полную «неготовность вычистить те территории, которые должны быть в случае реализации проекта затоплены». Во-вторых, необходимо самому «Татэнерго» достраивать все те защитные сооружения, которые были заложены еще в советском проекте — на его же, как подразумевал чиновник, деньги.
— Просто так поднять отметку — вопрос не такой однозначный. Это и зон затопления касается. И строительства защитных сооружений. Проект комплексный должен быть и соответствовать современным требованиям, — заявил Савостицкий. — Власти всех регионов знают, что в случае поднятия отметки до 64 метров будут затоплены 3 тысячи квадратных километров. Правила подтопления согласованы и с Татарстаном, и с Башкортостаном, и с Удмуртией. Но территория [возможного подтопления] не подготовлена для этого даже властями РТ, — указал представитель Росводресурсов, не смущаясь мрачного взгляда, которым буровил его сенатор из Татарстана Геннадий Емельянов. — Эта территория в 3 тысячи кв. км должна быть санирована. И надо понимать, нужны ли необходимые защитные сооружения? Все бремя же ляжет на них!
Самаре и Саратову все равно, зато за татар вступились Астрахань и Волгоград
Сенатор Геннадий Орденов предложил проработать татарстанский проект с регионами-соседями и, главное, специалистами. И составить, наконец, «правильное техническое задание».

Представитель Астраханской области тут же пустился в защиту «татарского проекта», заявив, что сегодня регулирование Волжско-Камского каскада «запросам не соответствует». По этой причине летом в области погибло 98 процентов рыбной молоди, участились пожары — напротив, сегодня сложилась обратная ситуация: из-за осеннего дождевого паводка водохранилища переполнены, и это опять повлияет на весеннюю ситуацию: «Мы поддерживаем мероприятия по росту емкости водохранилищ. И проект соответствует поручениям премьер-министра Дмитрия Медведева, которые он дал в августе этого года по реконструкции водохранилищ Волжско-Камского каскада».
Однако когда руководитель совещания попросил высказаться другие волжские регионы, выяснилось, что Самарская область, которая поддерживала Татарстан еще в конце июля 2019 года в решении поднять отметку до 64 метров, «предательски» отказалась от этого! Во всяком случае Максим Шаго, замминистра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, заявил, что регион больше зависит от Саратовского водохранилища, а Нижнекамское на самарцев вообще никак не влияет. На резонное замечание Орденова, что речь идет о ситуации с паводками, чиновник не ответил. Министр природных ресурсов и экологии Саратовской области Константин Доронин тоже заявил, что Нижнекамское водохранилище на ситуацию с Волгой в регионе «особенно не влияет».
«Тяжело жителям объяснять, почему летом воды не было, а сейчас она появилась откуда-то»
Но если средневолжские соседи Татарстана в целом не выразили какого-либо энтузиазма, то южные приволжские регионы выступили «за». Помимо Астрахани, Казань поддержал и Волгоград:
— Мы поддерживаем необходимость увеличения регулирующей емкости Волжско-Камского каскада. Напряженный год был. Тяжело жителям объяснять, почему летом воды не было, а сейчас она появилась откуда-то…, — уныло заявил представитель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области.

Поддержал проект и гендиректор ФГУП «Росморпорт» Андрей Лаврищев, поднятие водохранилище до 64-й отметки позволит морякам увеличить габариты пути («мы двумя руками за это!»), тем более, что в планы заложена и реконструкция Нижнекамского гидроузла, позволяющего увеличить уровень воды до 2023 года.
Как поднятие воды повлияет на Нижнюю Волгу
Пришло время защищать свой проект компании «Татэнерго», от которой к сенаторам прибыли директор по развитию Руслан Адамоков и курирующий проект Айрат Мардиханов. Адамоков просто заявил, что компания как собственник, разумеется, заинтересована в его реализации, и напомнил, что Нижнекамская ГЭС одна из системообразующих станций и приведение водохранилища в порядок «окажет положительное влияние на всю энергосистему Волги».
— Есть протокол совещания правительства с Дмитрием Медведевым в Астрахани от 30 августа 2019 года, — начал объяснять инициативу Мардиханов. — Там прописано рассмотреть возможность увеличения мощности Волжско-Камского каскада. Емкости не хватает Нижней Волге, Астрахани, Волгограду. Страдают и регионы, граничащие с Куйбышевским водохранилищем: Ульяновская область, Татарстан и так далее. С нашей точки зрения, наиболее эффективный и оптимальный способ решения задачи — рассмотрение вопроса увеличения уровня Нижнекамского водохранилища до 64-й отметки, 68-ю отметку мы, в принципе, даже не рассматриваем, потому что многое не достроено, мало того, на территориях незаконно были построены другие объекты, 64-й пункт — некий оптимум, при котором не затапливаются и не подтапливаются существующие населенные объекты, и обеспечивается отрегулированный уровень в 2 кубокилометра воды!
«В 1991 году вода достигала отметки в 64 метра, был перелив через шлюзы!»
Наконец, за «татарский проект» выступили и эксперты, например, начальник Информационно-аналитического центра регистра и кадастра Сергей Беднарук удивился опасениям властей отдельных регионов. По его данным, за все время существования водохранилища отметка в 64 метра достигалась неоднократно («в 2005 году вода на отметке 64 метра 10 дней стояла, и ничего!»), а по действующим нормативам все жилые сооружения должны строиться обязательно с учетом невероятной на сегодня отметки в 67,3 метра. Если уровень не поднимать, придется, по мнению Беднарука, строить «еще одну Каму, гидроузел — согласно чебоксарскому проекту в километр длиной, и еще одну Волгу рыть».
— В 1991 году вода достигала отметки в 64 метра, был перелив через шлюзы! ГЭС была остановлена и стояла долго. Напротив, когда Росводресурсы возвращали Нижнекамское водохраналище на отметку в 62 метра, так народ в интернете возмущался: «Вода ушла из колодцев, щука не ловится», народ в ярости был! Вопрос должен рассматриваться в комплексе, а решения сегодня принимаются спонтанные.
Беднарук считает, что если отметку до 64 метров не поднимут, то «придется выселять не 1,5 тысячи строений, а кучу населения вообще» — при этом сами обходные пути под Новочебоксарском будут работать вынуждено раз в 50 или 100 лет.
Фото kazanfirst.ru, rushydro.ru, council.gov.ru














