Матвейчев Олег Анатольевич, родился 1 февраля 1970 г. в г. Новокузнецке Кемеровской области.
1995 г. защитил диссертацию по философии политики и права Гегеля. С 1996 года — научный сотрудник Института Философии и Права УрО. РАН, в Екатеринбурге. С этого же времени — активный участник предвыборных кампаний. Работал более, чем в 60 регионах России и за рубежом.
С 1999 г. проживает в Москве. С 2003 г. – президент «Фонда поддержки футурологических исследований». Преподаватель спецкурсов в Высшей Школе Экономики и МГУ. Постоянный лектор молодежного лагеря «Селигер». Лучший преподаватель 2006 г. Высшей Школы Управления.
Действительный член (академик) Национальной Академии Социальных Технологий.
С 2006 года сотрудник Администрации Президента Российской Федерации. Консультант, затем Советник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. Классный чин: Государственный советник Российской Федерации III класса.
В 2010 г. заместитель губернатора Вологодской области по связям с федеральными органами власти. В 2011-2012 гг. заместитель губернатора Волгоградской области по информационной политике
В настоящее время: профессор Национального Исследовательского Университета — Высшей Школы Экономики . Признан лучшим преподавателем философского факультета 2012 года , согласно опросу студентов. Автор более 100 научных публикаций и 12 монографий. Эксперт многих федеральных СМИ.
– Олег Анатольевич, выборы в Астрахани в Единый день голосования, конечно, не были в центре внимания федерального центра. Федеральные СМИ с гораздо бОльшим интересом обсуждали губернаторские выборы и кампанию «РПР-Парнас»… Тем не менее, хотелось бы спросить вас о том, как оценивает центр выборы именно в нашем городе…
– Начать стоит с результата астраханских эсеров – почти 23%. С одной стороны, это самый высокий результат «Справедливой России» по стране. С другой стороны, если смотреть в разрезе Астрахани – для самого Шеина это не самый мощный результат: примерно такие цифры Олег Васильевич обычно и показывает – с поправкой на специфику той или иной кампании. 20% – это его электорат, он уже зафиксировался.
Что касается коммунистов, то результат в 10,5% несколько удивляет. По стране партия берет больше. Вполне очевидно, что электорат КПРФ в Астрахани приватизирован «Справедливой Россией». Поэтому здесь такой перекос.
ЛДПР получила немногим более 5%, едва перевалив проходной барьер. Партия в Астрахани никогда не блистала результатами, что, мне кажется, связано с тем, что город многонациональный, а персональная поддержка Жириновского к вам мало доходит.
– Хорошо, а что с «ЕР»?
– «Единая Россия» в условиях определенного кризиса, связанного с санкциями, кризисом и традиционным уже фактором критики от оппозиции, показала, что все-таки умеет преодолевать 50%, брать большинство.
– В августе, за две недели до дня голосования, публиковались данные соцопроса, согласно которым партия имеет поддержку в 61%. В итоге – на 10% меньше. Как так могло случиться?
– Если посмотреть со стороны, то Астрахань «славится» такими событиями, как голодовка, арест мэра, приезд Навального и так далее… Не думаю, что на таком фоне можно называть Астрахань городом с чудовищной лояльностью к власти, «тихой гаванью» и ожидать «азиатских» процентов за «ЕР»… Вы не Кузбасс, где все завязано на Тулеева и его достижения. И ожидать 80-90% от Астрахани трудно. 50% – хороший результат.
– На днях ТАСС опубликовал о недостаточной мобилизации сторонников «ЕР», из-за чего губернаторские выборы в Иркутске придется проводить в два тура: действующий губернатор-единоросс не набрал 50% и теперь вынужден соревноваться с кандидатом от КПРФ. Там был и ваш комментарий: вы сообщили, что в республике Марий-Эл губернатор едва уберегся от второго тура – набрал 50,76%. В Астрахани вопрос с мобилизацией электората «ЕР» тоже стоит остро? Узнай больше на сайте http://danludan-gambler.ru о самом популярном стримере Может быть, поэтому вместо прогнозируемых 60% набрали 50%?
– Есть такая проблема. Действительно, сторонников «ЕР» мобилизовать труднее, чем электорат оппозиции. Мы выдим два разнонаправленных тренда. С одной стороны, электорат единороссов страдает от убежденности в том, что «ходить на выборы незачем, ведь все равно победит «ЕР».
С другой стороны, оппозиционный электорат начинает преодолевать эту проблему и начал активнее ходить на участки. Еще несколько лет назад оппозиция сталкивалась с трудностями – невозможно было вытащить людей на участки, потому что «зачем ходить, там все равно победят единороссы»… Сейчас видно, что усилия последних лет по выстраиванию системы защиты от фальсификаций дали свои плоды. Оппозиционно настроенные избиратели поверили, что могут кого-то избрать, вышли с кухонь и пошли на участки. В перспективе ближайших лет это может создать для «Единой России» серьезные трудности: по опросам будут выходить хорошие цифры – в реальности же все будет иначе… Ничего фантастического в этом нет. Это вполне объективный и предсказуемый процесс.
– Можно ли этим объяснить провал по явке, который мы наблюдали на выборах в Астрахани? Наблюдатели предсказывали 20-25%... В реальности на участки пришло 17,5%. Прозвучало мнение, что это рекордно низкая явка, если сравнивать крупные кампании.
– Вы не исключение. Например, Томск продемонстрировал аналогичный процент. Там тоже проходили выборы муниципального уровня. В других регионах, где выборы проходили в совмещенном формате с выборами регионального заксобрания или губернатора, явка была выше. Это вполне объяснимо: у нас по-прежнему люди исходят из убеждения, что «вся власть наверху», а на местном уровне «никто ничего не решает»…
– Что с этим можно сделать?
– А нужно ли вообще что-то делать? Это традиционная, достаточно устоявшаяся практика, которая имеет место во многих странах. К примеру, никто ведь не считает проблемой, когда выборы мэра Нью-Йорка или Парижа проходят при явке в 10-12-17-20%... Исключение составляют страны вроде Бразилии, где людей штрафуют за неявку на выборы.
Я лично не вижу смысла гнаться за высокой явкой, как это, например, делалось в советское время и на утро газеты выходили с заголовками: «На выборах проголосовало 99% граждан»… В 2016 году будут выборы Госдумы РФ и явка наверняка будет выше.
– Можете сделать прогноз на выборы 2016 года в Астрахани?
– Если опираться на результат нынешней кампании – 50% у «ЕР», 23% у «СР» – то расклад по одномандатному округу вполне предсказуем. Некоторую поправку можно сделать на то, что голосовать будет не только город, но и сельские территории. Но там, насколько я знаю, соотношение сил еще больше склоняется в пользу партии власти.
– А кого «ЕР» может выдвинуть? Действующего депутата Леонида Огуля? Он возглавлял общегородской список «ЕР» на нынешней кампании в Гордуму…
– Вполне вероятная кандидатура. На недавнем совещании в администрации президента, куда пригласили от «ЕР» довольно узкий состав – всего 15 представителей – Огуль был в числе приглашенных. Это сигнал, что Леонид Анатольевич за время работы в ГД сумел войти в число политиков федерального значения. Несколько лет назад на федеральном уровне Астрахань ассоциировалась с такими фамилиями, как Жилкин, Боженов и Шеин. Про местного депутата Огуля мало кто в принципе знал. Сегодня его фамилия вполне узнаваема и выделяется в ряду других политиков. Вышедший доклад ИСЭПИ по грядущим выборам в Госдуму также называет Огуля в числе приоритетных кандидатур на выдвижение.