ПОПЕРЕК ТЕЧЕНИЯ
Читатели прислали в редакцию несколько интересных фотоснимков. На фото – канал в степи, перекрытый почти на всю ширину песчаной косой. Согласно комментарию, снимок был сделан в марте этого года на Камышово-Караванненском водном тракте (ККВТ). Этот канал, согласно документам, расчистили еще в 2020 году, потратив порядка 70 млн рублей средств федерального проекта «Оздоровление Волги» в рамках нацпроекта «Экология».
Вот те самые снимки:
ЗАКУПКА И КОНТРАКТ
Действительно, согласно данным портала Госзакупок, еще осенью 2019 года ФГБУ «Управление мелиораци земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Астраханской области» (Астраханмелиоводхоз) разместило объявление № 0325100002419000035. Федеральный заказчик выразил готовность заплатить 70,1 млн рублей за расчистку 23-километрового участка Камышово-Караванненского водного тракта и подводящего канала к насосной станции в Лиманском районе Астраханской области.
По материалам портала госзакупок видно, что конкурс проходил не гладко. Разыграть контракт с первой попытки не получилось: потенциальные участники обстреляли комиссию жалобами в УФАС, так что пришлось переигрывать. Но в итоге 5 августа 2020 года Астраханьмелиоводхоз в лице и.о. директора Руслана Муликова все-таки заключил контракт № 1301504334820000042 с победителем в лице ООО «Бест-Строй». При заключении фирма упала в цене до 66,2 млн рублей, но в итоге (вероятно, с учетом дополнительных работ) получила 72,8 миллиона. К декабрю 2020 года проект был закрыт: на Госзакупках появилась надпись «Исполнение завершено».
520 000 КУБОМЕТРОВ ИЛА
На портале госзакупок представлена проектно-сметная документация, где сообщается, что «общий объем разработки заиленного грунта земснарядом производительностью по грунту 140 м3/ч составляет 296 275 м3». Земснарядом необходимо расчистить 12,55 км водного тракта.
Оставшиеся 10,56 км проектировщики определили расчистить с помощью экскаваторов с берега: (цитата) «объем выемки заиленного грунта гидравлическим экскаватором вдоль трассы составляет 225 400 м3».
Согласитесь, весьма впечатляющие объемы: свыше полумиллиона кубов ила переместить с места на место. Чтобы нашим читателям было понятнее, этого объема земли хватило бы, чтобы засыпать ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ АСТРАХАНСКОГО КРЕМЛЯ (11 га) ровным слоем на высоту 4,7 метров.
Тем не менее, такие объемы, согласно ПСД, вполне можно переместить довольно быстро. И с применением не такого уж большого количества мощностей. В главе о потребности в технике уточняется, что для производства комплекса работ достаточно:
- двух дизельных секционных плавучих землесосных снарядов производительностью 140 м3/ч
- двух экскаваторов с длиной стрелы не менее 15 м и объемом ковша 0,65м3
- и одного бульдозера на 108 л.с.
66 ДНЕЙ
Отдельного рассмотрения заслуживает глава ПСД, посвященная срокам предстоящих работ:
«Продолжительность основных видов работ определяется производительностью применяемых технических средств и продолжительностью рабочего дня. Наиболее продолжительной является работа земснаряда. Паспортная производительность земснаряда на суглинистых грунтах составляет 125 м3/ч. Общая продолжительность производства работ составит 1185 часов. Работы будут вестись по 18 часов в день в течение 66 дней».
Довольно странно, что авторы проекта (там стоит подпись и.о. директора Астраханмелиоводхоза Руслана Муликова) так уверенно выключают из формулы экскаваторы. Пусть им заложили меньший объем работ, чем земснарядам – но ведь не намного: 296 тысяч кубов грунта у снярядов против 225 тысяч у экскаваторов.
Любой, кто хоть раз видел как работают земснаряды и экскаваторы, подтвердит, что черпать землю ковшом, совершая постоянные повороты и маневры по отнюдь не ровному берегу все-таки не так эффективно, как высасывать трубой со дна водоема грунтово-водную взвесь, перенаправляя ее на берег. Помимо этого, земснаряды действительно способны работать по 18 часов и даже круглосуточно, так как имеют систему прожекторов. У экскаваторов с этим проблемы, и продолжительность их трудового дня меньше.Специалисты, с которыми удалось проконсультироваться корреспонденту «ПУНКТ-А» уверенно заявили, что эффективность экскаваторов в разы ниже: порядка 10 тысяч кубометров в месяц против 30-40 тыс. кубов у земснаряда.
А проект Астраханмелиоводхоза оценил эффективность земснарядов почти в 70 тысяч кубов за месяц, а экскаваторам назначил вынимать по 50 тысяч кубометров. Весьма оптимистично.
Откуда же тогда коса?
КОСМОСНИМКИ
Вернемся к первоначальным снимкам. В сопроводительном комментарии к фото есть координаты той самой косы посреди водного тракта:
45.56.59.74 Северной широты
47.25.02.37 Восточной долготы
При столь точной геолокации найти место на картах не составляет труда. Это самое начало Камышово-Караванненского водного тракта (ККВТ), первые километры. Примерно в 900 метрах до насосной станции. Как раз участок, где должна была проводиться расчистка земснарядом
Прежде чем отправиться на место, корреспондент исследовал космоснимки. Как известно, сервис Google Earth позволяет знакомиться не только с современным состоянием той или иной территории, но и «копать» вглубь истории – то есть, смотреть более старые фото. Что касается окрестностей села Камышово, то есть:
• космоснимки от июня 2021 года
• более ранние – за май 2021 года (во время паводка)
• а также за август 2020 года (как раз в то время, когда был заключен контракт на расчистку)
Справедливости ради, никакой косы в Google Earth обнаружить не удалось – ни на майском, ни на июньском космоснимке. Более того, при сравнении «до» и «после» очевидно, что работы на ККВТ все-таки проводились. В глаза бросается появление пяти четырехугольных объектов. Это так называемые «карты намыва» для земснарядов. Для тех читателей, кто не знаком с особенностями технологии, поясним, как это все работает:
- бульдозер готовит на берегу специальную площадку в форме ванны: из центра к краям нагребаются валы высотой около 2-2,5 метров;
- земснаряд, продвигаясь вдоль русла, выбирает со дна водно-грунтовую взвесь и направляет ее под давлением по трубопроводу (рукаву диаметром 500 мм) в дальний участок карты;
- при этом на ближнем участке карты намыва сверху оставляют небольшой промыв;
- в период работы земснаряда карта представляет собой огромную емкость, до краев наполненную грязной водно-грунтовой взвесью, которая постепенно оседает;
- таким образом, выбранный со дна ил оседает на дне карты, а вода возвращается в русло водоема через промыв.
Однако в этих космоснимках есть несколько подозрительных деталей.
Дело в том, что даже спустя год наполненную карту намыва можно легко отличить от пустой по наличию ВЫВОДНОГО КАНАЛА. На трех картах он есть, а на двух — нет:
Собственно, видно, что ту самую косу на фото сформировали стоки с одной из карт.
Однако вернемся к двум подозрительно пустым картам намыва слева. Вглядываемся в детали. ЦВЕТ ДНА у карт тоже имеет значение. На заполненных картах явственно различимы светлые песчаные намывы. У двух (подозрительных) дно темное. Возникает мысль, что работу бросили на полдороге: как минимум две площадки для грунта подготовили, но так и не использовали. Как такое может быть, если на портале Госзакупок четко сказано, но проект исполнен в полном объеме и оплачен?
Это и послужило поводом выехать на место и сравнить карты ПО УРОВНЮ ГРУНТА: в пустой карте дно ниже окружающего ландшафта, а в наполненной – заметно выше. Цвет грунта и наличие ракушек – также яркий показатель.
ЧТО ВИДНО В МУТНОЙ ВОДЕ
Решено – едем. Отыскать ту самую точку на карте по координатам оказалось нетрудно. Вот на фото те самые деревья, что и на весенней фотографии.
Косы над водой нет. Видимо, действительно ее снесло паводком. Но можно рассмотреть как различается профиль дна слева и справа от стока карты намыва.
Вот вид направо, где явно работал земснаряд. Берег под крутым углом уходит вниз:
А вот место бывшей косы. Дно уходит под воду под пологим углом. Не похоже, что тут чистили:
НЕ КОЗЫРНЫЕ КАРТЫ
Отходим от берега и начинаем знакомиться с картами намыва. Вот так выглядит площадка, где поработал земснаряд. Это правая площадка на схеме, вид с западного угла:
Дно площадки выше окружающего ландшафта.
И везде – белесые ракушки со дна.
А теперь переходим к тем самым подозрительно пустым картам:
Дно чистое. И, несмотря на следы животных, очень ровное – будто из-под бульдозера. Следов ракушек нет.
А прогал для выхода воды выглядит нетронутым: течения здесь не было.
Спрашивается, зачем эти карты подготовили? И почему не использовали? Вполне вероятно, что кто-то начал работы, но в середине процесса бросил – например, из-за ледостава. А весной рабочие уже сюда не вернулись. Это как минимум основание более детально промерить дно на этом участке.
ВОЗВРАЩАЕМСЯ К КОСМОСНИМКАМ
Напомним, как в проектно-сметной документации обозначено, где должны работать земснаряды, а где – экскаваторы:
- Земснаряд должен был пройти от села Камышово по каналу до насосной станции, затем до ильменей Харцаган и Суньчжа – и двигаться дальше на запад (красный и желтый участки).
- Экскаваторы работают, согласно ПСД, на последних километрах – уже у села Караванное (оранжевый участок).
Но тут мы обнаруживаем явные следы экскаватора. Хотя должен был работать земснаряд. Вот этот участок на космоснимке:
Вот тот же участок крупнее:
КАВАЛЬЕРЫ НЕ ДОЖДАЛИСЬ БУЛЬДОЗЕРА
Вот как выглядит это же место сейчас. Идиллия, лошадки пасутся среди куч, оставленных экскаватором. Кучи эти называются на техническом языке «кавальерами».
Кстати, это еще одно отступление от проектной документации, которая гласит: «После производства работ вновь образованные экскаватором кавальеры разравниваются с перемещением грунта до 10м.».
В смете проекта на бульдозер заложены средства. Потому что если не разровнять, то дождями и паводком весь грунт, который доставали с таким трудом и за огромные деньги, просто снесет обратно в канал.
КУДА ДОТЯНЕТСЯ КОВШ?
Наконец, возникает еще один вопрос: а разве можно было заменить земснаряды на экскаватор? Для ответа снова надо обратиться к проектно-сметной документации. Там представлены схемы «Типового поперечного профиля» для трех разных участков водного тракта. Там, где должны были копать земснаряды предполагалось делать прорезь в 12-13 метров по низу. С учетом откосов 1:2 это означает, что по верху прорезь должна была составлять 17,8-18,8 метров.
Экскаватор с 15-метровой стрелой на такое расстояние просто не дотянется. Не говоря уже о том, что часть расстояния забирает урез воды. Для полноценного формирования прорези экскаватору нужно было бы копать с двух берегов. Собственно, проектом так и запланировано. Вот на схеме работы экскаватора четко показано, что ковш достает только до середины прорези:
Но ни космоснимки, ни живые фото не показывают, чтобы кто-то вел работы на северном берегу (по крайней мере, на данном участке):
Появляются дополнительные подозрения в том, что со дна достали далеко не столько грунта, сколько было заложено проектом. А ведь именно от грунта считали цену контракта.
ЧТО В СУХОМ ОСТАТКЕ?
Подводя предварительные итоги, можно заподозрить, что как минимум часть Камышово-Караванненского водного тракта расчищалась с нарушением проектно-сметной документации. Об этом свидетельствуют:
- наличие незаполненных карт намыва,
- использование экскаватора там, где должен был работать земснаряд,
- кавальеры, которые остались на берегу и не были перемещены бульдозером,
- а также ряд других косвенных признаков (сведения о поперечной косе на подводящем канале к насосной станции, что потенциально сводит на нет все результаты дальнейшего дноуглубления).
Тема дноуглубления сейчас вызывает пристальный интерес. ККВТ – далеко не единственный водный тракт, который за последнее время был расчищен на средства федерального проекта «Оздоровление Волги». Есть еще Яндыковский и Промысловский каналы, Газынское водохранилище. Готовятся миллиардные проекты по Ахтубе. В 2021-2022 годах запланирована расчистка более 700 км водных путей. Проекты дноуглубления реализует не только Астраханмелиоводхоз, но и другие ведомства – региональная служба природопользования, Главрыбвод, Росморпорт. И о том, что в этой сфере надо навести порядок две недели назад на заседании областного правительства говорил природоохранный прокурор Валерий Сегизеков. От отметил, что межведомственная разноголосица (цитата) «минимизирует положительный эффект и вредит экосистеме» и попросил губернатора Игоря Бабушкина выступить координатором реализации нацпроекта на территории региона. Очевидно, что контроль в этой сфере требуется усилить.
Стоит напомнить также, что экс-и.о. директора ФГБУ «Астраханмелиоводхоз» Руслан Муликов (именно его подписи стоят под проектом и под контрактом) в сентябре этого года был заключен под стражу в статусе подозреваемого по уголовному делу. Оперативники УМВД по АО и УФСБ заподозрили руководителя федерального учреждения в злоупотреблении полномочиями при исполнении другого госконтракта.
О связях руководства ООО «Бест-Строй» с руководством «Астраханмелиоводхоза» были публикации на одном из анонимных астраханских инстаграм-каналов. Но по понятным причинам цитировать непроверенные данные «ПУНКТ-А» не будет.
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ
В этой связи редакция «ПУНКТ-А» направляет запрос к руководству ФГБУ «Астраханмелиоводхоз» с просьбой предоставить информацию по следующим вопросам:
- Какими способами проводилась приемка работ по указанным контрактам? Как производились замеры глубин каналов после расчистка, какая аппаратура использовалась?
- Велась ли фотофиксация техники и производимых работ? Просим предоставить фотографии. Просим указать данные техники, которая вела работу на объектах, а также ее параметры.
- Просим указать точки отвала и намыва карт перемещаемых заиленных грунтов.
- В связи с тем, что донные отложения на всей протяженности водного тракта распределены неравномерно, для производства работ необходима единая точка отчета глубины (реперная точка). К сожалению, в проектно-сметной документации не удалось обнаружить указаний на реперную точку проекта. Использовался ли при производстве работ и контроле результатов данный параметр? Просим указать данные реперной точки.