Так вот. «Картина финансового благополучия» изменилась. Во-первых, если сравнивать с предыдущим годом, изменился и сам состав декларантов (выборы состоялись в прошлом сентябре). Поэтому появились новые лица. Во-вторых, некоторые бывшие лидеры списка вдруг оказались в аутсайдерах. Почему-то в их числе строитель Виктор Тарасенко. Ну, жизнь есть жизнь, это функция не линейная. В-третьих, в прошлом году, по настоянию прокуратуры, была отменена т. н. «боженовская» надбавка. Эта сумма в 58 тысяч рублей, которую ежемесячно получали наши муниципальные депутаты еще со времен мэрства Сергея Анатольевича. Компенсация за депутатскую деятельность. Как формулировали сами избранники: «На скрепки и бумагу». И многие именно ее и декларировали в годовом выражении, как, например, сторожил думы Фархад Туктаров. То есть тогда, «минимум» просто не мог быть менее суммы примерно равной 700 тысячам в год. Теперь же некоторые живут и на 200 тысяч в год.
И вообще, рекордов, сродни тому, что показала в 2016 году экс-депутат Елена Бровченко (71 миллион годового дохода), уже не наблюдается. В целом городские депутаты выглядят скромнее своих областных коллег. Хотя,… не стоит особо прибедняться. Впрочем, давайте по порядку.
Руководство
Это председатель думы и два его заместителя, которые получают зарплату из бюджета. При этом, стоит учитывать, что получать эту зарплату они начали только с октября 2020 года, с момента избрания. До этого могли зарабатывать как угодно и чем угодно.


Зато приличный рост показал зампред Александр Календр. Он в прошлом году принес в собственную казну 15 млн. 127 тысяч. Тогда как годом раньше зарабатывал 7 млн. 818 тыс.

Богатые и бедные. Условно
По традиции, попытаемся разделить мундепов по декларируемому доходу на условно богатых и условно бедных. Причем слово «условно» в данном случае ключевое, ведь доходы могут включать в себя не только устойчивый заработок, но и какие-то разовые операции — наследство, продажу чего-то ненужного и т. п. И вообще, как показывают наблюдения, не все, кто летит бизнес-классом является истеблишментом, а в «экономе» также не всегда сидят нищеброды.
Итак, первая шестерка самых состоятельных (суммы несколько округлены):
1.Равиль Янборисов - 24 млн.
2.Евгений Апостолов - 22 млн.
3.Александр Календр - 15 млн.
4. Алексей Чагин - 13 млн.
5. Пятое место делят Владислав Коняев и Тимур Горбунов, чьи доходы превысили 7 млн рублей.
...и список замыкающих
1. Николай Шайдин - 183 тыс.
2.Виктор Тарасенко - 200 тыс.
3. Али Шарапудинов -215 тыс.
4.Александр Тихонов -276 тыс.
5. Виктор Репин — 321 тыс.
Муж и жена — едина казна
Сделаем важную поправку - «богатых» и «бедных» мы сейчас прописывали в «индивидуальном зачете». Если же присовокупить сюда доходы второй половины, то богатых депутатов у нас гораздо больше, чем бедных. Тем более, всем известно, что жены (мужья) чиновников и депутатов очень часто являются талантливыми бизнесменами. В нашем случае также есть характерные примеры.
Так, Михаил Зоткин показал доход за прошлый год в размере 3 млн.710 тыс. В список самых богатых вроде не попадает. Однако, его супруга добавляет в семейную копилку еще 19 млн. 760 тыс. И г-н Зоткин сразу приобретает иной вес!
Депутат Камила Смирнова имела доход в 5 млн. 276 тыс. А супруг заработал несколько больше — 10 млн. 822 тыс. Чем не показатель для попадания в верхний ранжир финансового успеха?
775 тыс. рублей заработала Ирина Заикина. Зато ее супруг — 6 млн. 858 тыс. Что также позволяет условно приподниматься в верхние строчки списка.
Так что, крепкая семья — это тоже залог финансового успеха. И даже попадания в местный «Форбс».
Недвижимость
Ее у наших депутатов традиционно много. Если сложить все земельные участки, имеющиеся в наличии, в одно целое, то получится... избирательный округ. По два-три участка на семью — это достаточно типовой набор, а вот, к примеру, у супруги депутата Андрея Нестерова земельных участков — 12!
В списках недвижимости — не только квартиры, дома и гаражи. Встречаются бани, котельные, склады, подсобки, торгово-офисные здания, павильон-кафе. Что, в общем, не удивляет, многие депутаты занимаются бизнесом.
Если же опять пытаться выявить победителя в «личном первенстве», то в плане жилищных квадратов победу может одержать председатель Гордумы Игорь Седов. Он владелец долевой собственности в доме площадью 917 квадратных метров.
Движимость
Тут никакая Америка не открывается. Наши муниципальные депутаты, если и имеют автомобили, то предпочитают машины европейских и японских производителей. Хотя, есть исключения. Например, Игорь Шабалин (он - строитель, прим. Ред.) имеет два КАМАЗа. А Артур Бабаев - семь автобусов ПАЗ для транспортных перевозок. Василий Григорьев — четыре машины «Лада» различных модификаций.
Остальные, не мудрствуя лукаво, ездят на «Тойота Ленд Круйзер» (Алексей Чагин, Владислав Коняев), «Лексусах» (Гурам Шишниашвили, Камила Смирнова), «Мерседесах» (Сергей Кудрявцев, Виктор Тарасенко, Анвар Сатубалдиев) и прочих популярных марках. Александр Календр предпочитает БМВ 620D, Ирина Заикина - ЯГУАР XJ, Евгений Апостолов — БМВ Х6, Равиль Янборисов — Порше Панамера.
Есть среди депутатов и любители двухколесного транспорта. Андрей Нестеров имеет мотоцикл ИЖ 7-107-10, Александр Календр — ЯМАХА, а Сергей Кудрявцев — Harley-Davidson.
Во многих семьях имеется несколько автомобилей, что также является обычным делом для нашего времени и нашего города. А в некоторых, наоборот, автомашина отсутствует, как например у председателя Седова, который в свободное время передвигается на моторной лодке с двигателем «Меркурий».
Подытоживая, отметим, что общие тенденции остались прежними, хотя пандемический год и внес свои корректировки. Но вот разница между самым богатым и самым бедным заметно увеличилась (24 миллиона и 183 тысячи рублей соответственно). Но зато удельный вес миллионеров (особенно с учетом дохода вторых половин) увеличился.














