
Вообще-то, если оценивать совершенство нормативной базы ОМС с точки зрения экономического обоснования потребностей «Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», то после принятия новой редакции закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» № 326-ФЗ от 29.10.10 г. ее надо признать удовлетворительной. Можно спорить о целесообразности участия в системе ОМС коммерческих страховых компаний наряду с государственным фондом и о спущенных сверху регионам рекомендациях по потребности населения в видах медпомощи – однако вопросы макроэкономики прописаны достаточно хорошо.

В 2011 году в кои-то веки ФЗ №354 «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения» решил главную проблему и четко прописал, что тариф должен составлять 18865 рублей. Всем казалось, что здравоохранение должно подняться с колен и задышать полной грудью. Однако этого не произошло.
И вот как это случилось. Статья 3.3. ФЗ № 354, предусматривала поэтапный переход к нормативу до 2015г. (2012г. – 0,7913, 2013-2014гг. – 0,9). Однако этого не произошло, потому что в региональных бюджетах просто не было необходимых ресурсов. В 2017 году глава Счетной палаты России Татьяна Голикова предложила централизовать платежи в Федеральном бюджете, оценив потребность в 600 млрд рублей в год. В 2018 году Глава Минфина и первый вице-премьер Антон Силуанов, выступая в Совете Федерации, заявил: «Минфин согласен освободить региональные бюджеты от обязанности ежегодно выплачивать в Фонд ОМС по 500 млрд рублей за неработающих граждан, переложив эти выплаты на федеральный уровень».
Однако в реальности, вместо этого сначала вносятся поправки в виде ФЗ № 438-ФЗ от 28.11.18г., ликвидирующие по факту неисполнения этапность перехода и одновременно с этим принимается ФЗ № 433 от 28.11.18г. «О бюджете ФФОМС на 2019 г. и на плановый 2020 и 2021гг.», где в нарушение ФЗ №354 в Приложении 7, утверждают для регионов понижающие коэффициенты по утвержденным законом платежам на целых три года.
Конкретно для астраханского региона этот коэффициент составил 0,3333. Если его перевести в конкретную цифру, то вместо прописанных законом 18865 рублей можно платить за детей и пенсионеров всего 6287 рублей. Хотелось бы отметить, что расчетный тариф платежа, необходимого для обеспечения качественной медицинской помощи, соответствует году его утверждения - 2011-му, а сегодня на носу 2020 год. Даже минимум здравого смысла позволяет понять, что соблюдение действующего законодательства по индексации тарифа никак не может снизить его в три раза за десять лет. Налицо факт грубого нарушения ст. 1 ФЗ № 354.
Стоит обратить внимание еще и на то, что платежи работающих граждан, составляют в 2019 году, в среднем около 20 тысяч рублей в год и при таком раскладе, и неизбежном перераспределении средств на каждого жителя области приходится около 10765 рублей. То есть каждый работающий выплачивает более 9 тысяч рублей на страхование неработающих граждан. При этом из-за дефицита все вместе они получают медпомощь пониженного качества. На сегодняшний день задолженность лечебных учреждений перед поставщиками составляет миллиард рублей. При недоданных по нормативу 8 млрд рублей это только восьмая часть, оставшееся компенсировано платными услугами ,а также некачественным лечением и обследованием.
Вообще-то, представить себе какую-либо еще систему страхования, существующую в подобном формате просто невозможно. Оценить ситуацию, когда страхователь платит страховой взнос за одного, а затем выдает полисы троим и при возникновением страхового случая залезает в карман к заплатившему полный взнос, иначе как мошенничеством назвать нельзя. До тех пор, пока все это не будет исправлено, здравоохранение продолжит разваливаться.

Необходимо срочно потребовать от Правительства РФ привести ФЗ №433 от 28.11.18г. «О бюджете ФФОМС на 2019г. и на плановый 2020-2021гг.» в соответствие с ФЗ № 354 от 30.11.11г. «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения». Трех лет действия указанного документа отрасль просто не переживет. В условиях профильного Федерального бюджета это вполне реально. Необходимо внести изменения в законодательство, регулирующее порядок индексации тарифов на страхование неработающего населения, исключив возможность манипулирования формулами и коэффициентами, внеся в закон статью о том, что страховой взнос на одного неработающего гражданина не может быть ниже среднего взноса одного работающего по региону.
Кстати, региональный бюджет тоже сегодня профицитен. И астраханские власти пытаются поддержать здравоохранение, беря на себя коммунальные расходы поликлиник и т.д. Однако, как это ни парадоксально, в рамках действующего регламента тот же федеральный Минфин или Счетная палата вполне могут отнести их к нецелевому расходованию средств. Не могут областные власти без коррекции федерального законодательства самостоятельно увеличивать платежи на страхование своих неработающих граждан, поскольку в рамках действующих механизмов средства уйдут в Федеральный Фонд ОМС и часть из них вполне может уйти на дотации другим субъектам федерации.
В связи с вышеизложенным, предлагаю принять экстренные меры по устранению противоречий в федеральном законодательстве с поручением Федеральному Минфину ,либо вернуться к идее централизации платежей в федеральном бюджете, либо разработки и внедрению механизмов адресных дотаций региональных бюджетов по платежам на страхование неработающих граждан. Учитывая актуальность проблемы, вполне реально заручиться поддержкой других субъектов через Южно-Российскую Парламентскую Ассоциацию. Только данный подход к проблеме позволит вывести здравоохранение из затяжного кризиса и спасти отрасль от полного развала.
Кандидат медицинских наук Александр Козлов