В конце минувшей недели тема аварийного жилья в Астрахани получила новый виток. Мы бы даже сказали – сделала крутой вираж, развернувшись совсем в другую сторону.
В Астрахань нагрянули сразу две комиссии – из Госдумы и Фонда реформирования ЖКХ. Прошла серия репортажей. Самым громким стал сюжет Вести. Дежурная часть на канале «Россия 24».
В целом фабула сводится к следующему: астраханские власти беспрецедентно масштабно решают проблему ветхого жилья, заботясь о городе и горожанах, но некие деятели (конкретно – депутат Госдумы Олег Шеин) мешают работе, распространяют дезинформацию, сеют панику, доводят людей до сердечного приступа и бросают на произвол судьбы – и все это ради пиара, политических очков и депутатского мандата.
Неслабый разворот. Если раньше Олег Шеин представлялся как защитник народа от произвола власти, то теперь власти «белые и пушистые», а Шеин – спекулирующий на больной теме политикан. Почему так получилось, что многие репортажи и публикации этой волны пропитаны откровенно «антишеинской» риторикой (что явно бросается в глаза), не будем гадать – журналистам виднее. Сразу оговоримся: мы не собираемся вступаться за депутата-справоросса и «обелять» его. То, что он на этой теме набирал очки, естественно – на то он и политик. Где-то, может быть и перегибал. Хотя и некоторые СМИ тоже постарались. Мы не о наших астраханских коллегах, а об отдельных не местных сайтах, которые, не утруждая себя попытками разобраться, ловили «хайп».
Но вернемся к последним репортажам. Об аварийной теме ПУНКТ-А писал уже не раз, и мы видим, что не все у нас так гладко, как видится с экранов.
Вот голос за кадром говорит, что признание дома аварийным – процесс длительный: визуальное обследование, экспертиза, а уже затем решение межведомственной комиссии, о котором жильцы узнают первыми. Жильцы? Каким образом? Получая от администрации письмо с требованием снести свой дом, который признан аварийным? Отличный способ оповещения. Это сейчас, после мощной информволны, мэрия стала проводить массовые встречи с населением, разъясняя ситуацию по каждому дому. До этого никто особо не заморачивался работой с жителями по аварийной теме.
Центральной фигурой сюжетов стала пенсионерка Роза Лазарева с улицы Чайковского. Ее теперь тоже вменяют в вину Олегу Шеину – мол, напугал бабушку до полусмерти и пропал с радаров. Про эту историю мы тоже писали. Женщине за 28 квадратных метров предложили 454 тысячи рублей компенсации. Теперь пишут – у нее не все в порядке с документами, мол, сама виновата. А ничего, что квартиру она покупала в 1985 году, еще при советской власти? Что договор купли-продажи – не ее личное «творчество», а в те времена было принято доверять любой официальной бумаге. Что с тех пор законодательство поменялось с десяток раз, продавать квартиру женщина не собиралась, а потому и приводить в порядок документы не возникало необходимости (а это, отметим, весьма хлопотно и недешево). Так в чем ее вина? Теперь, особо подчеркивают журналисты, ее проблемами занимаются специалисты администрации и лично глава Гордумы Игорь Седов. А если бы не широкая огласка – занимался бы кто-нибудь сейчас Розой Лазаревой столь пристально?

Средняя оценка выкупаемого ветхого жилья – свыше 38 тысяч за квадратный метр, говорится в сюжетах. Цена вполне достойная за гнилушку – в новостройку не въедешь, но однушку подальше от центра купить реально. Однако мы своими глазами видели документ, по которому подрядчик мэрии оценил квартиру, взяв за ориентир объявления на Авито о продаже жилых помещений в аналогичных - аварийных - домах. По принципу «из гнилушки – в гнилушку». С землей там, правда, вышло по 33 тыс. руб. за квадратный метр – но тоже далеко не рыночная цена.
Еще один нюанс: сюжет Дежурной части начинается с представления во всей «красе» 70-летнего барака-времянки на улице Адмирала Нахимова – с проваливающимися полами и т.д. Да кто ж против? Такие развалюхи давным-давно пора было снести. Но сыр-бор-то разгорелся оттого, что в аварийный и «потенциально аварийный» список вошли и вполне еще себе приличные дома.
Мы надеемся, что после этой массовой пиар-кампании все не сойдет на нет – в том смысле, что сотрудники администрации не перестанут проводить встречи с населением, что компенсации будут назначаться нормальные, на которые можно купить пристойное жилье, а не конуру. В конце концов, слава богу, что власти взялись за аварийные дома, хоть и не без «пинка» в виде визита замгенпрокурора Андрея Кикотя и нескольких десятков уголовных дел в 2019 году. Приводить Астрахань в пристойный вид и избавляться от «эстетики разрухи», по образному выражению журналиста Вести. Дежурная часть, давно пора. Но тема жилья – крайне болезненная и чувствительная для людей, а власть – не заботливая тетушка, а большая неповоротливая бюрократическая машина, которая чаще всего не видит «маленького» человека с его бедами и страданиями. Тем боле во время масштабных преобразований, по принципу «лес рубят – щепки летят». Избежать «перегибов» и «пострадавших» в таких ситуациях сложно, и, как показывает практика, без широкой огласки и резонанса практически невозможно.
Сам Олег Шеин, кстати, прокомментировал телепередачу, написав, что исключительно благодарен пиарщикам астраханской администрации, которые организовали эфир на Вести. Дежурная часть и помогли с выходом на федеральный уровень.
«Для тех кто еще не в курсе: администрация города любезно переслала мне и с письмом, и с электронной почтой список из 2178 многоквартирных домов с формулировками "администрациям районов формировать документацию о признании домов аварийными и подлежащими сносу". Из них 652 уже признали. Всего в городе, по сведениям сайта администрации, 5198 домов, то есть речь идет про 42%, - написал депутат у себя на Фейсбуке. - Все бы хорошо, вот только жителей этих домов забыли спросить и среди реально аварийных объектов полно вполне приличных. Жители с возмущением получают распоряжения мэрии об этом самом сносе, но пересматривать списки администрация не собирается.
Причем акты "проверки состояния домов", в которых и содержится та самая рекомендация "признавать аварийными и сносить", не дают даже по запросам.
Я еще раз хочу поблагодарить пиарщиков и чиновников астраханской администрации за то, что вы помогли вывести проблему на всероссийский уровень».














