Конечно, многие читатели знают, что легендарный полководец Александр Васильевич Суворов жил в Астрахани, а точнее — в имении Черепаха, что находилось на месте нынешнего райцентра Началово. И вправе предполагать, что сейчас речь пойдет об этом замечательном человеке. Однако, нет. Сегодня мы расскажем об астраханце, который настолько мастерски воплотил образ Суворова на экране, что… именно таким полководца и представляли себе три поколения зрителей. Это Николай Петрович Черкасов.
В Питере — петь!
Он родился в Астрахани, в дворянской семье, в 1884 году. Мать — Елизавета Михайловна Черкасова, отец - Пётр Сергеевич Сергеев. Первоначально носил фамилию отца. Да и позже, чтобы отличаться от другого актера Черкасова, добавлял вторую фамилию. Об астраханском периоде жизни Николая Петровича известно, к сожалению, очень немного. Хотя краеведы и пытались «раскопать» детали, обращаясь к его родственникам. Мы знаем только, что закончил Коля Астраханскую гимназию, после чего отправился в Петербург.
В столице он поступил в университет, на юридический факультет. Но правоведом так и не стал, учебу бросил. Зато… научился петь. Он берёт уроки вокала у преподавателя консерватории И. Шавердова. И вскоре становится солистом-тенором Михайловского театра в 1905—1910 годах. Черкасова знают по партии Надира в опере «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе, Альмавивы в опере «Севильский цирюльник» Россини и другим теноровым партиям. И вокал становится его профессией. Он служит в театрах различных городов, а уже после революции - в театре Красной Армии и Московском драматическом театре имени Н. Э. Баумана (ныне Московский театр кукол).
«Блокбастер» 1940 года
В ту пору, выражаясь словами основателя советского государства, из всех искусств важнейшим являлось кино. И нашего героя замечают режиссеры, круто меняя его жизнь. В 1935 году Черкасов снимается в роли охотника Шо-Мурада в фильме «Джульбарс». А следующий фильм, снятый в 1940 году, становится «знаковым». Кинокартина «Суворов» режиссёра Всеволода Пудовкина — была удостоена Сталинской премии 1-й степени. И это был, выражаясь современным языком, невероятный блокбастер, которому аплодировал сам Сталин. Фильм посмотрели миллионы зрителей.
По большому счету, именно Сталин и считался «крестным отцом» фильма. В конце 30-х годов вождь был предметно озабочен воспитанием патриотизма посредством художественных произведений. Эту задачу он решал эффективным способом, воздействуя на умы не только агитацией и пропагандой, но и показом фильмов о героях, побеждавших в сражениях, прославившихся на поприще искусства и науки. Поручал снимать фильмы-биографии лучшим режиссерам и занимать в них самых популярных артистов.
Сыграв Суворова, наш Черкасов рисковал стать актером одной роли. Но зато какой! Отныне у генералиссимуса было «черкасовское» лицо, и именно его игрой вдохновлялись будущие солдаты, которым в начале войны демонстрировали этот фильм. Актер получил за свою работу награду — золотую медаль с профилем вождя. И стал звездой.
Николай II
Но, исполнителем одной роли Николай Черкасов все же не стал. Он продолжал сниматься и во время войны, в боевых киносборниках и даже у самого Сергея Герасимова в «Непобедимых». И тут ему пришлось стать… Николаем Вторым. Но не играть роль последнего императора, а принять этот числительный статус, дабы отличаться от тезки — другого замечательного актера Николая Константиновича Черкасова.
Тот также играл роли великих предков. Причем, созданные им образы также вошли в историю кинематографа. Более того — их отливали в металле. Например, на ордене Александра Невского изображен профиль Черкасова! Дело в том, что прижизненных портретов Александра Невского не было. Поэтому архитектору И.С. Телятникову пришлось использовать профиль артиста Николая Черкасова, который сыграл в фильме «Александр Невский» князя. И Сталин выбрал именно этот эскиз.
Так что «конкуренция» была настоящей, оба актера Черкасовы считались мега-звездами. Но Константинович имел в активе больше фильмов и ролей, нежели Петрович. Он даже Ивана Грозного сыграл. Наверное поэтому наш астраханский Черкасов совершенно не возражал, когда его называли Николай Черкасов Второй. И, чтобы избежать путаницы, прибавил себе родовую фамилию — Сергеев.
Николай Петрович Черкасов-Сергеев прожил до обидного мало. Во время войны он находился в эвакуации, в Казахстане, куда был переведен «советский Голливуд» - «Мосфильм». В Алма-Ате тогда жили все мастера отечественного кинематографа - Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Всеволод Пудовкин, братья Васильевы, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Николай Крючков, Людмила Целиковская, Борис Бабочкин, Борис Чирков, Николай Черкасов и многие другие.
И здесь Николай Петрович скончался от разрыва аорты, в возрасте 59 лет. Похоронен он в Алма-Ате на Центральном городском кладбище.
В Астрахани память об этом замечательном земляке никак не отражена.