Школы вместо дорог?
Увеличение происходит на 1,3 млрд рублей, объявила, представляя законопроект глава комитета по бюджетной политике Татьяна Максимова.
Источники увеличения, согласно поправкам, это в основном кредит федерального Минфина. Плюс деньги перераспределяются в отдельных статьях. Хотя поправок на самом деле немного.
В первоначальном варианте предлагалось дать из облбюджета городам, районам, селам 6,09 млрд рублей. Теперь — 7,414 млрд. При этом перечисления в дорожный фонд уменьшаются на 321 млн рублей, а дотации на образование растут на 1,150 млрд рублей.
Предельный объем госдолга области на 2016 год устанавливается при этом в сумме 26,584 млрд рублей.
Депутат-справоросс Александр Каманин постарался задать обсуждению, так сказать, высокий градус дискуссии: «Это нормально, что на культуру будет выделяться на 40% меньше, образованию на 40% меньше - у нас что некого учить, воспитывать в детсадах?»
«Сколько денег имеем, столько и распределяем — ситуация именно такая», - отрезала Татьяна Максимова. Главное — есть надежда на новые бюджетные кредиты. Поскольку они даются под очень низкий процент («0,01%, если не ошибаюсь»), то это прямо-таки панацея.
Кредит, еще кредит
«К тому же федеральный Минфин не сможет нам больше предъявить новые требования, потому что они уже все и так учтены в бюджете», - с радостной улыбкой добавила председатель комитета.
Министр финансов Виталий Шведов углубил и расширил мысль. «Внутренний долг области на конец года составит 26,4 млрд рублей, из них 15 млрд — коммерческий долг, остальная сумма, 34% - бюджетный кредит под низкий процент. В федеральном бюджете уже утверждена сумма кредита области на сумму почти два млрд рублей», - обнадежил министр.
Учитывая, что бюджет — вопрос сложный и скандальный — депутат Каманин предложил голосовать поименно. Коллеги не согласились (16 за, 21 против, 6 воздержались).
Вернув проект в первое чтение, его утвердили с новыми доходами-расходами в сумме 30 629 232 800 рублей. В том числе 5,274 млрд рублей — за счет трансфертов из федерального бюджета (плюс один миллиард дотации на сбалансированность «в соответствии с устной договоренностью с Минфином РФ»).
Чиновники - обойдутся
Вышеперечисленные губернаторские поправки (плюс больше миллиарда на зарплату бюджетникам) Татьяна Максимова предложила голосовать блоком, это особых возражений не вызвало.
Только депутат Александр Михайлов, в прошлом последовательный представитель оппозиции, брал слово, чтобы давать дружеские советы правительству. Типа: «Надо настойчиво и планомерно говорить федеральному центру, что налоговая составляющая должна быть сделана так, чтобы было удобно жить региону, а не отдельно взятой единице, которая называется Москва».
Обсуждению подвергли, например, поправку о зарплатах государственным гражданским служащим. Попросту — простым чиновникам.
Все помнят, как губернатор посоветовал сократить зарплаты аппарата на 10%.
И тут вдруг — ко второму чтению бюджета появляется поправка, внесенная сразу примерно 40 депутатами — о том, что чиновникам надо заложить в фонд зарплаты на будущий год дополнительно 106 млн рублей.
Возмутился даже председатель правительства Константин Маркелов. «Мы просим не увеличивать фонд оплаты труда чиновников, говорю это официально, - заявил вице-губернатор. - Мы не пойдем на сокращение размера зарплат работникам аппарата, мы в правительстве проведем сокращения».
Первый замспикера Анвер Алмаев напомнил, что в думе и так лежит законопроект губернатора о сокращении фонда оплаты чиновничьего труда. (Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» действительно снесен в облдуму - согласно его тексту, фонд рассчитан из оклада специалиста второго разряда в размере 2 470 рублей).
Александр Каманин пытался убедить переименовать назад министерства в департаменты, чтобы был повод сократить и зарплаты министрам. «Если назвать министерство отделом — все равно это ничего не поменяет, - парировал Константин Маркелов. - В сельских районах есть отделы, а на высоком размере зарплат некоторых руководителей это не сказывается».
Школы — вместо дорог!
Не смотря на то, что главный справоросс Олег Шеин внес поправку о сокращении расходов на СМИ с 78,218 млн до 7,209 млн — озвучивать ее он не стал, а коллеги проголосовали против.
«Мы рады, что 70 тысяч человек по-прежнему будут иметь льготы», - довольно заметил Олег Шеин, напомнив, что губернатор отозвал законопроект об отмене льгот некоторым региональным льготникам. При этом оппозиционер тоже обрушился с критикой на руководителей бюджетных учреждений (тех же школ), которые имеют право выписывать себе большие зарплаты. «Были бы у нас настолько уникальные менеджеры, насколько у них большие зарплаты — мы бы не обсуждали сейчас такой сложный бюджет! Перебрасывая деньги из дорожного фонда в зарплату школьным эффективным менеджерам — надо объяснять водителям, что отсутствие ремонта сидит в зарплатах директоров и завучей».
Каждый следующий представитель думского меньшинства тоже посчитал своим долгом оттоптаться на главном финансовом документе.
Александр Кочков от КПРФ заявил, что «мы, коммунисты, провожаем этот год с грустью: инфляция официально составляет 12,2%, реально еще больше, но при этом в бюджет закладывается около 6% - и каждый раз так! А потом удивляемся — почему такой бюджет?»
Представитель ЛДПР Карен Григорян вообще рубанул с плеча: «Если закон будет принят, лично пойду в суд и буду оспаривать. Призываю всех голосовать против»
Диссонансом прозвучало примирительное предложение спикера Александра Клыканова: «Давайте дадим зеленую дорогу бюджету».
И что бы вы думали? Дали: 40 голосов за, 10 против, 0 воздержалось.