С 2017 года налог на имущество физлиц в Астраханской области стал исчисляться исходя не из инвентаризационной стоимости недвижимости, как раньше, а из кадастровой. С 2018 года кадастровая стоимость стала применяться и при расчете налога на имущество организаций для отдельных видов деятельности. В перечень вошли административно-торговые центры, нежилые помещения под офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания. На одном из осенних заседаний облдумы глава регионального правительства Александр Шарыкин озвучил цифры: в результате перехода на кадастровую стоимость сумма исчисленного за 2018 год налога по объектам, включенным в перечень, выросла по сравнению с 2017 годом на 320 млн рублей или 12,8%.
Казалось бы, рост не смертельный. Однако далее Александр Шарыкин привел депутатам слайды, иллюстрирующие, как для одного коммерческого объекта в сельской местности сумма налога в 2018 году выросла по сравнению с 2017-м в 19 раз! Для другого, расположенного в Астрахани – в 10 раз.
А в этом году в Астраханской области была проведена переоценка кадастровой стоимости. Для каких-то объектов она снизилась, но чаще всего – выросла в два или более раза. И налог, соответственно, вырос в тех же пропорциях.
Как мы помним, в конце лета - начале осени по Астрахани прокатился целый «налоговый бунт»: предприниматели выходили на митинг, собирали подписи. Вскоре городская дума снизила ставку налога на имущество физлиц – владельцев как жилой, так и коммерческой недвижимости. Но от этого не стало легче юридическим лицам – ведь ставку налога на имущество организации устанавливает областной закон.
Эту проблему озвучил в понедельник, 23 декабря, на заседании Общественной палаты Астраханской области член ОП Максим Терский.
Бизнес бизнесу рознь: есть успешный и процветающий, есть не очень. Но методики кадастровой оценки и расчета суммы налога для всех равны. Руководитель Астраханского центра правовой поддержки предпринимателей Александр Соловьев привел несколько примеров.

Два торговых центра примерно одинаковой площади. ТЦ «Елка» в Астрахани площадью 2,686 тыс. кв. м, год постройки 2013-й, кадастровая стоимость в 2019 году – 70,4 млн рублей, сумма налога – 1,4 млн.

Торговый центр «Камызякский», 1980-го года постройки: площадь 2,3 тыс. кв. м, кадастровая стоимость 31,26 млн рублей, сумма налога – 625,3 тысячи.

«Первый торговый центр заполнен арендаторами и в состоянии заплатить налог. Второй пустует в течение последних полутора лет, - прокомментировал Александр Соловьев. - Есть финансовые показатели деятельности за 2017 год (в 2018-м не осуществлял никакой деятельности). Прибыли ноль, имеется дебиторская задолженность, предприятие находится в состоянии простоя».
Еще два объекта-аналога – перерабатывающие заводы. Завод по переработке сельхозпродукции в Камызяке построен в 1985 году. Площадь 3 тыс. кв. м, кадастровая стоимость 32 млн рублей, сумма налога – 640,3 тысячи.

АПК «Астраханский» в Харабалинском районе построен в 2017 году, площадь объекта 2 тысячи кв. метров. Кадастровая стоимость 9,6 млн рублей, сумма налога – 192 тысячи.

АПК "Астраханский", более известный как завод томатной пасты в Харабалинском районе, представлять не надо - о нем писали и показывали очень много. Завод в Камызяке, пояснил Александр Соловьев – рабочее предприятие, известное далеко за пределами Астраханской области. Является поставщиком Рособоронзаказа, поставляет на Северный флот, в частности в Северодвинск, астраханские консервы. «Хороший налогоплательщик, добросовестно выполняет обязанности. Но, судя по результатам финансовой деятельности, находится в довольно плачевном состоянии. На мой взгляд, предприятие, наоборот, нуждается в поддержке», - подчеркнул Александр Соловьев.
В Центре правовой поддержки бизнеса провёли анализ кадастровой стоимости более тысячи объектов. И пришли к выводу, что нельзя сравнивать завод, построенный четверть века назад и не модернизировавшийся, с новым и технологичным, и старый «советский универсам», расположенный в селе, с современным торговым комплексом в Астрахани, который заполнен арендаторами и вполне себе процветает.
«Чтобы бизнес не начал закрываться, сегодня необходимо создать рабочую группу из представителей исполнительной, законодательной власти, общественности и предпринимателей, которая будет заниматься вопросами совершенствования федерального и регионального законодательства и выйдет с конкретными предложениями, которые не нанесут ущерба ни предпринимателям, ни бюджету», - считает Александр Соловьев.

Главную проблему предприниматели видят в методике кадастровой оценки – массовой, унифицированной, не учитывающей индивидуальных особенностей, что приводит к ошибкам. Однако методика разработана Минэкономразвития РФ и спущена в регионы. Помочь малому бизнесу могла бы налоговая отсрочка, но это опять вопрос федерального законодательства – Налоговый кодекс РФ подобных отсрочек не предусматривает. Наиболее реальной мерой может стать установление дифференцированных налоговых ставок. В ряде регионов подобная практика существует.














