АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ-ИНТЕРВЬЮ-ГУЖВИН
Во все времена в России были и есть государственные деятели, для которых на первом месте стоят вопросы могущества нашей державы. Именно к государственным деятелям такого масштаба относится и первый в новой России губернатор Астраханской области Анатолий Петрович Гужвин. Как никто другой, он много сделал для перебазирования Каспийской флотилии из Баку в Астрахань, обустройства ее на новом месте, повышения боеготовности, решения многочисленных социальных и бытовых вопросов. Память об Анатолии Петровиче свято хранима не только моряками-каспийцами, но и всеми военными моряками России.
Общеизвестна истина, что для моряка нет лучшей памяти, чем увековечивание его имени на борту корабля. За этим стоит не только признание заслуг, но и нечто иное, ибо пока плавает корабль, названный в честь человека, до тех пор жив и сам человек. Сегодня именем губернатора Астраханской области Анатолия Петровича Гужвина названо гидрографическое судно Краснознаменной Каспийской флотилии. И это не случайно, потому что заслуги Анатолия Петровича перед отечественным военно-морским флотом переоценить просто невозможно.
Именно Анатолию Петровичу Гужвину принадлежит заслуга в том, что ныне каспийская флотилия не только сохранена для России, но и по-прежнему надежно стоит на страже ее южных морских рубежей.
Я был назначен командующим Каспийской флотилией в 1996 году, когда флотилия уже более-менее прижилась на Волге. Очень хорошо помню тот день, когда я первый раз приехал в администрацию области и встретился с Анатолием Петровичем. На Каспийскую флотилию я прибыл с Северного флота, из военного гарнизона со своим специфичным укладом жизни, а потому служба в областном центре и взаимодействие с таким серьезным руководителем, как Анатолий Петрович, представлялись мне весьма сложными. Сейчас, оглядываясь в прошлое, я могу сказать, что за все шесть лет моей службы на Каспийской флотилии не было ни одного случая, когда бы флотилия подвела в каком-нибудь вопросе область и губернатора, и ни одного случая, чтобы губернатор отвернулся от флотилии.
Сегодня, находясь на посту Главнокомандующего ВМФ, я вижу, как руководители многих регионов буквально не спят, мечтая отобрать у военных земли, причалы, здания. А в Астраханской области до сегодняшнего дня областные власти передают флотилии и землю, и причалы.
Шесть лет – это не тот срок, за который можно было бы полностью раскрыть для себя такую крупную личность, как Анатолий Петрович Гужвин. Поэтому для более полного понимания масштаба личности Анатолия Петровича я воспользуюсь воспоминаниями моих сослуживцев и друзей, которым также посчастливилось работать рядом с Анатолием Петровичем Гужвиным.
Из воспоминаний бывшего командующего флотилией вице-адмирала Б.М. Зинина: «Когда встал вопрос об уходе Каспийской флотилии из Баку, было несколько вариантов. Одни предлагали решить вопрос с базированием флотилии на территории Казахстана, другие – на территории Туркмении. Однако и тот, и другой варианты были чреваты теми же драматическими последствиями, какими обернулось для нашей флотилии базирование на территории Азербайджана. Поэтому решили, что базироваться флотилия должна только на территории Российской Федерации. С оперативной точки зрения, лучше всего для этого подходила Махачкала, однако непростая политическая обстановка в Дагестане вызывала у нас большое опасение. И тогда я обратился за помощью к губернатору Астраханской области Анатолию Петровичу Гужвину. В марте 1992 года я приехал к нему в Астрахань. Была Масленица, и Анатолий Петрович встретил меня блинами. С первой же минуты нашего разговора он сказал, что перебазирование флотилии в Астрахань считает очень правильным решением вопроса и готов сделать все, от него зависящее, чтобы традиции Петра Великого, который в 1722 году создал в Астрахани военную флотилию, были снова возрождены.
- Однако, - отметил Анатолий Петрович,- для начала работы по решению этого вопроса мне нужен официальный документ. Лучше всего Указ Президента.
В конце концов, было решено добиваться выхода постановления правительства России. Но и с постановлением тоже было не просто, так как для его принятия необходимо было собрать подписи ряда министров. Для меня это была сверхсложная задача, но и здесь на помощь пришел Анатолий Петрович. Вместе с ним мы разработали целую схему получения необходимых подписей. Перед тем, как идти к тому или иному министру, я звонил Гужвину, и он тут же перезванивал данному министру, прося его принять меня. Как правило, министры не отказывали.
В предварительном разговоре Анатолий Петрович уже решал большинство вопросов, а потому, когда я приходил на прием, все без лишних вопросов быстро визировалось. Таким образом, нам удалось в кратчайший срок официально оформить перебазирование флотилии в Астрахань».
Вскоре корабли перешли в Астрахань. Туда же перевезли имущество флотилии, перебазировались береговые службы. Переехали семьи офицеров. Теперь предстояло обустройство на новом месте. Стоит только вспомнить обстановку в стране в 1992-1993 годах, чтобы понять, насколько это было непростым делом. И снова моряки нашли в лице Гужвина самого верного друга и помощника.
У Анатолия Петровича всегда было очень уважительное отношение к военнослужащим. Не раз в разговоре со мной он, вспоминая свое детство, рассказывал, что многим обязан в своей жизни офицерским женам. Дело в том, что рядом с местом жительства родителей Гужвина был военный полигон, а поэтому учителями в школе и врачами в местной больнице были жены офицеров.
- Они нас и лечили, и учили! – говорил Анатолий Петрович. – Поэтому я на всю свою жизнь сохранил огромное уважение к офицерскому корпусу и самой профессии военнослужащего!
Гордился Гужвин и своим воинским званием полковника запаса. Не посторонним человеком Анатолий Петрович был и для моряков. В свое время губернатор Астраханской области окончил институт рыбной промышленности и хозяйства. Не раз он бывал и в море.
С переходом Каспийской флотилии в Астрахань особо остро встал вопрос размещения семей офицеров и мичманов. Приближалась зима, и проблему с жильем надо было решать в срочном порядке. Семьи размещали, где только можно: в общежитиях и санаториях, в профилакториях и даже в студенческом лагере. Все это решалось опять же при личном участии Гужвина. Тогда же Анатолий Петрович по собственной инициативе вышел на мэра Москвы Ю.М. Лужкова, с помощью которого был заложен 99-квартирный жилой дом для офицеров и мичманов флотилии. В течение одного года этот дом был построен и заселен.
Большая работа была проведена губернатором и по подготовке общественного мнения населения области к перебазированию флотилии. В этом вопросе Гужвин нашел у астраханцев полное взаимопонимание. Астрахань всегда была как речным, так и морским городом. Почти каждый из жителей города имеет отношение к реке и к морю.
Патриотизм астраханцев, их любовь к России, Каспию и Волге, понимание важности происходящего сразу же расположили жителей города к прибывшим морякам. Каспийцев приняли в Астрахани, как самых близких и родных людей.
Не раз в разговоре со мной Анатолий Петрович говорил, что приход флотилии в Астрахань повышает общий уровень интеллекта и культуры в городе и области, ведь военные моряки всегда считались и считаются наиболее образованной и высококультурной частью общества. Кроме этого, при увольнении в запас офицеры и мичманы флотилии будут пополнять ряды наиболее профессионально подготовленных трудящихся. Во всем этом губернатор видел огромную пользу для всей области.
Одновременно с размещением семей военнослужащих происходило создание береговой инфраструктуры флотилии. И здесь вновь неоценимую помощь оказал Анатолий Петрович. Под его руководством осуществлялось отчуждение земельных участков в пользу флотилии, передавались строения, было налажено обеспечение электроэнергией и топливом. Был составлен список всего, что необходимо флотилии для обеспечения ее боеготовности. Посмотрев его, Гужвин сразу же распорядился: «Все, что просят моряки, необходимо им дать!».
Наша флотилия не имела никакой ремонтной базы, а поэтому Гужвиным была организована передача ей гидронасосного завода, который быстро переоборудовали в судоремонтный. Из воспоминаний бывшего работника администрации Астраханской области В.М. Жилинского: «К Каспийской флотилии у Анатолия Петровича было особое отношение. Возникавшие вопросы он всегда рассматривал самым внимательным образом и всегда изыскивал возможности, чтобы решить их положительно. Нам, своим помощникам, он говорил так: «Военные должны заниматься только одним – выполнять свою главную функциональную задачу – защищать Родину. Наша же задача – сделать все, чтобы они не тратили время и силы на решение других проблем!». С какими бы вопросами относительно Каспийской флотилии я ни обращался к губернатору, он всегда внимательно меня выслушивал, а потом говорил: «Морякам надо обязательно помочь. Готовьте соответствующее постановление!»».
Сегодня одним из любимых праздников астраханцев стал День Военно-Морского Флота. Это поистине всенародный праздник. Парад кораблей, салют, народные гулянья способствуют дальнейшему единению флотилии и города, и в этом – тоже заслуга Анатолия Петровича. Регулярно по инициативе губернатора астраханской области выделялась гуманитарная помощь военнослужащим флотилии и в первую очередь бригаде морской пехоты, выполнявшей боевые задачи в Чечне. Для этого закупались одежда, продукты, канцтовары, средства личной гигиены. Все это отправлялось автокараванами морским пехотинцам в Дагестан. В день отправки очередного каравана губернатор вместе со мной всегда лично напутствовал водителей и сопровождавших машины лиц.
Немало времени мы провели с Анатолием Петровичем и в поездках по области, когда осматривали наши военные объекты. Ездили вместе и в Каспийск, где я знакомил его с экранопланами. Могу сказать, что в разговорах на флотскую тему Анатолий Петрович всегда проявлял не только самый большой интерес, но и удивлял знанием данного предмета. Интерес к флоту у него был не формальным, а самым искренним. Неоценимую помощь оказал Анатолий Петрович во время подготовки сбор-похода флотилии в 2002 году, когда мы заслужили высокую оценку присутствовавшего на учениях Верховного Главнокомандующего Владимира Владимировича Путина.
С руководством каспийской флотилии Гужвина связывали не только хорошие служебные, но и хорошие личные отношения. Это помогало и упрощало решение многочисленных вопросов, связанных с созданием и развитием материально-технической базы нашей флотилии.
О себе могу сказать, что я и сегодня вспоминаю Анатолия Петровича как самого верного и надежного друга. Анатолий Петрович постоянно приглашал меня на заседания кабинета главы областной администрации, заседания депутатов областного Представительного Собрания. Это помогало в решении многих вопросов. В свою очередь, мы постоянно оказывали помощь области и городу, вместе принимали меры по проведению антитеррористических мероприятий, осуществляли совместное патрулирование в городе, организовывали праздники.
Вспоминаю, с какой теплотой провожал меня в 2002 году Анатолий Петрович к новому месту службы на Черноморский флот. Дословно помню, что он мне тогда сказал: «Владимир Васильевич, о Вашем назначении командующим Черноморским флотом я узнал вчера в Кремле от Президента России Владимира Владимировича Путина. Там было много известных и знаменитых людей, но Президент подошел первым ко мне и сказал о Вашем назначении. Я очень сожалею, что Вы уходите, но и горжусь…».
Кто мог тогда знать, что больше с Анатолием Петровичем мы уже не увидимся…
В лице Анатолия Петровича Гужвина Россия потеряла одного из крупнейших и выдающихся руководителей, государственного деятеля общероссийского масштаба, настоящего патриота нашего флота. Заслуги Анатолия Петровича были высоко оценены руководством Российской Федерации. Он стал первым из губернаторов, кто был удостоен ордена «За военные заслуги», которым награждаются только военнослужащие. Вторым гражданским руководителем, награжденным этим орденом, стал мэр Москвы Ю.М. Лужков. Высокой награды Анатолий Петрович был удостоен именно за организацию помощи воинским частям на территории области, и в первую очередь нашей флотилии.
Сегодня гидрографическое судно «Анатолий Гужвин» снова в дальнем походе, а потому для всех нас Анатолий Петрович не умер. Он просто ушел в море…