21-02-2026
Мы давно собирались сделать обзор происшествий, имевших место в Астрахани дореволюционного периода. Будь-то преступления, несчастные случаи, погодные катаклизмы или какие-то иные «форс-мажорные» события, отражаемые в прессе тех лет - «Астраханском листке» и «Астраханских губернских ведомостях». Этого «добра» хватало.
Но. Писать о ежедневных кражах и драках смысла не имеет - тут всё довольно стандартно на протяжении веков. А имеет смысл, наверное, разобрать происшествия по сезонам. Летом в Астрахани превалировало одно, а зимой — совсем другое. Вот с зимы и начнем. Период, когда в нашей стародавней провинции постоянно что-то горело, на улицах обмораживались люди, а карманники печалились по поводу того, что залезть под «сто одёжек» довольно трудно. Итак, зима 1901 года.
Зимой воровство имеет свои особенности. Арбузы зимой, допустим, никто не ворует, по той простой причине, что их нет. А воруют, к примеру, валенки.
«6 февраля, в 9 часов вечера, кр-не Трофим Назаров Белянский, 20 лет и Исмет Умеров Мангутов, 18 лет, из амбара у водопроводной будки, у городских весов, похитили у поселянина Самарской губ. Иогана Августова Белок вещи: 10 пар валенок и прочее, всего на сумму 22 руб. Обвиняемые задержаны».
Ходовой, видно, в ту зиму был товар — валенки. Интересно, а что они похитили в числе «прочего». Не портянки ли?
Зимой астраханцы больше… употребляли. Праздники, понимаете ли, холод опять же. Иногда это заканчивалось плачевно. Об одном таком случае упоминал «Астраханский листок» в заметке «Последствия кутежа»:
«Крестьянин села Никольского Красноярского у. Алексей Шкодин вместе с женой своей Марией и другими крестьянками были 4 февраля в гостях на рыболовном промысле Силова «Щегольской», что в районе села Никольского. Откуда ночью, напившись пьяными, отправились домой, причём в пути Мария Шкодина, оставив их всех, пошла домой пешком, а впоследствии и они все растерялись и добрались до дома поодиночке. Скрипина проблуждала с лошадью до разсвета. Когда собрались домой, то обнаружилось, что Марии Шкодиной нет. Немедленно были приняты меры к розыску ея, но Шкодину так и не нашли. Произведённым дознанием установлено, что вся компания была до безчувствия пьяна и, надо полагать, что Шкодина, отправившись в таком виде одна, угодила куда-нибудь в майну и утонула».
Репортер хроники происшествий не объясняет — кто такая Скрипина и почему она проблуждала с лощадью до утра. И почему Алексей Шкодин возвращался с целой группой крестьянок, а вот крестьян-мужчин там не оказалось. Но сути это не меняет — имело место утопление по пьяному делу. Причем — в майне (полынье), что и позволяет отнести это происшествие в разряд зимних.
Выпивали, однако, не только на досуге, но и на службе тоже. Особливо, ежели служба на свежем воздухе, для сугрева. Иной раз выходил прямо анекдот!
«Торговка на Малых исадах Александрова заявила полиции, что из кадушки, стоявшей на исадах под навесом в первых числах февраля сего года выкрадено фунтов на 30 груздей, но подозрение ни на кого не заявила. А так как Малые исады охраняются городскими сторожами, то стало падать в этом случае подозрение на некоторых сторожей (всего их четверо), тем более, что двое из сторожей стали замечаться в пьянстве. Затем, когда Александрова из кадушки продала все грузди, это спустя более недели, то на дне был найден металлический круглый знак городского сторожа, принадлежавший крест. Ивану Отвагину. При дознании он отозвался, что знак им утерян. Теперь Отвагин уличается в краже груздей».
Да уж… Неаккуратно охранник закусывал, ох неаккуратно!
Кстати, о закуске. В феврале астраханцы активно покупали картошку (во многих домах запасенная осенью уже заканчивалась). И вот что творили торговцы-проходимцы:
«К каким только уловкам и хитростям не прибегают наши торговцы, чтобы обмануть доверчивых покупателей, в особенности простаков. Для примера возьмём тех, которые торгуют на городских рынках и развозят в арбах по улицам в мешках картофель. Чтобы мелкую картофель продать за крупную, они в обыкновенной холщовый мешок вставляют деревянный предмет цилиндрической формы, без дна и крышки, вышиной равной мешку, но диаметром несколько меньше мешка. В этот цилиндр они укладывают тщательно на дно, по бокам и сверху крупный картофель в количестве не более полсотни штук, а в середине насыпают всякую «мелочь» величиной с грецкий орех. Когда цилиндр наполнится картофелью доверху, то вынимают его из мешка, а последний завязывают верёвкой «мёртвым» узлом. Таким образом, снаружи мешка, где бы вы ни ощупали, везде встретится вам крупный картофель».
В общем, дурили нашего брата в те годы. Хорошо, что в 21 веке картофель продают в «дырявых» сетках.
Как ни странно, но в прессе зимнего периода встречаются упоминания не только об обмороженных, но и о… обварившихся. Вот, был ужасный случай:
«14 февраля, в 2 часа дня, в торговой бане купца Семена Ревенкова, во время исправления попортившагося крана от горячей воды, таковой сломался, причем обварило спину мывшемуся возле крана крест. Пензенской губ. Степану Курганову, 75 лет и левую руку крест. той же губернии Федору Мишалову, 35 лет. Для оказания медицинской помощи Курганов отправлен в городскую больницу. Ожоги неопасны».
Возможно у читателя возникнет вопрос — а почему этот случай мы поместили в разряд «зимних»? Чисто по проценту вероятности. Обваривались чаше зимой, потому что летом многие астраханцы совершали омовение в городских водоемах, дворовых душах и корытах.
Вот такие происшествия случались в Астрахани зимой. Ну, а где-нибудь в апреле-мае мы сделаем беглый анализ «весенних» происшествий.
Использованы материалы электронной краеведческой коллекции АОНБ им. Н.К. Крупской.
Фото: репродукция картины Бориса Кустодиева «Зимний день», biblstaromin.kultstar.ru, culture.ru