Чем жили. Много было желающих пойти в астраханские половые
01-11-2025
Мы сегодня снова возвращаемся на рубеж прошлых веков, в год 1900-й. В самый конец октября, чтобы осенние векторы совпадали. Листаем старые газеты и обнаруживаем материалы, как сейчас говорят, содержащие социальную проблематику. Похоже, в ту пору противоречия между классом эксплуататоров и классом эксплуатируемых действительно накапливались. И о бедных людях писали много.
Бугор Собачий. Жизнь тоже… не очень
В том октябре фельетонист «Астраханского листка» под псевдонимом «Мерси» посетил Собачий бугор. Это ныне улица Джона Рида, аккурат место, где расположен военкомат. И написал под впечатлением:
«Знаете ли вы «Собачий бугор»? Нет, не знаете вы Собачьего бугра. Там, где Кутум воняет так, что залетевший в область этой вони комар дохнет, где скверно пахнут даже солнце, луна и звезды, там, куда дикий зверь не забегал, где лишь воют псы, которых профосы, чтобы получить мзду за выкуп, отбирают у мирных прохожих, - там Собачий бугор. И, оказывается, там живет крот с самкой и детишками и ухищряется жить! Ничего особенного — мужик, как и полагается быть мужику, и баба как баба, и трое детишек. Мужик выкопал большую нору в бугре, засунул туда бабу, потом детишек, потом сам влез и ухищряется жить. Рядом бродячие собаки воют. Раньше получал этот сторож при свалочном месте 15 рублей в месяц, но так как такая сумма могла загубить городские финансы, то гласный думы С.П. Серебряков настоял, что в интересах города человеко-кроту уменьшили жалованье и давали только 10 рублей».
Вот такие были «радетели за городские финансы»… Фельетонист написал об этой социальной драме. И признался, что угостил мужика папиросами, а детям купил цветные грифели. Однако, мужик оказался некурящим, а у детей не было аспидной доски…
Человек! Официант! Почки один раз царице!
Еще одна социальная тема, достойная пера Максима Горького и Чарльза Диккенса — эксплуатация детей. На той неделе газета писала о половых. К счастью, речь не о сексуальных извращениях, а об официантах. Тогда их называли половыми.
«В гостиницах нашего города за последнее время появилось много подростков в качестве половых. На них трактирщики выгадывают не мало. Подростки-половые отправляют все обязанности взрослых половых. Их рабочий день начинается с 6 часов утра и заканчивается в 11-12 часов ночи. Таким образом, эти мальчики работают по 18 часов в день. Между половыми этого сорта есть и астраханцы, но большей частью они жители поволжских губерний (преимущественно симбирские).
Праздничного отдыха для этих белых негров не существует, они постоянно в работе. Некоторые насчитывают себе 15-16 лет, есть и моложе. Воспитание они получают в гостинице, благо добровольных безплатных просветителей много. Здесь они берут безплатные уроки курения, водкопития, разврата, выклянчивания на чаек. Здесь из них вырабатывается «челаэк», и все хорошее, данное им семьею, пропадает».
Да, уроки «выклянчивания на чаек» были полезны. Нередко половым вообще не платили жалованье. Более того, из чаевых он отдавал долю хозяину. Тем не менее, приезжие соседи по Волге, желающие пойти в «астраханские половые», составляли очередь.
Косинское «дно»
А коль скоро вспомнили Максима нашего Горького, то вслед за корреспондентом «Астраханского листка» отправимся на Косу, где ныне располагается улица в его честь. Автор зачем-то сунулся в ночлежку дома Розенблюма. Цитируем его:
«Большая закопченная комната, вокруг стен нары, ни одно из окон не выходит на улицу, а все в два двора. Постояльцы грязные и закопченные. В одном углу трое пьяных мужиков босиком, в одних рубахах и подштанниках, с двумя тоже пьяными женщинами распивают бутылку водки. У одной из женщин физиономия вся в синяках, а ладонь перевязана тряпкой. К этой бабе вяжется пьяный золоторотец, насильно наливая ей в рот водку.
Около другой женщины, напившейся уже окончательно, вьется плача ее шестилетний сынишка, одетый в лохмотья. Всей этой компании играет на гармошке четвертый босоногий парень. Шум, гам, гармоника пилит, мальчишка ревет. В другом углу старик чинил штаны, решительно не обращая никакого внимания на происходящее. Далее на нарах подряд лежали пять человек, окончательно напившихся и свалившихся с ног. Возле самой печки баба варила какую-то воду».
Журналист живописует это «дно», акцентируя внимание на том, что таких ночлежек здесь масса, а эти «золоторотцы», несмотря на нищету, являются прибыльными квартирантами. Ведь за право пользоваться нарами каждый ночлежник платит 5 копеек в сутки, а в месяц — полтора рубля. И хозяин имеет шикарную прибыль!
Говорят, будто в Казани трамваи не проваливаются
Одна радость для бедного человека — на трамвае покататься. В том году электрическое чудо стало бегать по городским улицам, и даже бедняки самой крайней степени считали необходимым, отложив несколько копеек, прокатиться с ветерком. Однако… Вдруг выяснилось, что едва открытый трамвай не способен гонять с крейсерской скоростью из-за ремонта полотна! Заметьте, трамвайную линию в Астрахани торжественно открыли всего несколько месяцев назад!
«Не успел трамвай открыть своих действий, как уже по всем линиям начался ремонт полотна, который производится и, надо полагать, будет производиться безконечно, по причине его первоначального устройства, что повидимому зависело от недостатка средств. Нам разсказывают об устройстве трамваев в Казани, и согласно этим розсказням мы приходим положительно в недоумение: как еще до сих пор все рельсы Астраханского трамвая не утонули совсем, а только слегка вдавливаются в почву. В Казани прокладывали полотно трамвая совсем другим способом и по всей вероятности тамошние строители располагали более солидными средствами. Там сначала закладывали по линии бут, утрамбовывали и заливали цементом. Затем на залитый бут клали деревянные продольные пластины из днища, на это днище опять насыпали бут и опять заливали цементом. На это уже прочное сооружение клали рельсы, и это делалось на почве в несколько раз более твердой и прочной, чем астраханская. В Казани настолько прочно построено полотно трамвая, что на много лет совершенно гарантировано от ремонта».
Вот ведь эта почва астраханская! Оно и сейчас бывает, что, только положат асфальт или плитку, а уже очень скоро оно возьми, да и начни проваливаться. Хорошо, что теперь трамвая нет…
Использованы материалы электронной краеведческой коллекции АОНБ им. Н.К. Крупской.
Фото: репродукция картины Б. Кустодиева «Московский трактир», topwar.ru, transphoto.org