Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Чем жили. Каждому астраханцу — ведро грязной воды

30-08-2025

Мы вновь пытаемся ворошить прошлое, опираясь на старые газеты. В этот раз интересуемся — как поживали астраханцы в конце августа 1900 года?

Что пили?

Если в прошлом выпуске рубрики мы глубоко исследовали тему гастрономии начала прошлого века, и выяснили, что в Астрахани хорошо питаться было не так уж просто, то сегодня поговорим о воде. Благо, выпуски «Астраханского листка» за ту неделю содержат много интересной фактуры на этот счет. Например, выдержки из отчета о водоснабжении:

«По последней переписи население города определилось в 113 тысяч. Следовательно, из общего количества отпущенной воды упадает на одного человека в год 782 ведра, а в день около 2,2 ведра. В том числе учитывается водопой скота, торговыя бани, пожары, поливка улиц и садов. Без этих потребностей придется едва ли более одного ведра. 

Качество водопроводной воды всем известно и фактически подтверждается массою сопоставляемых актов о ее недоброкачественности. Если и водопровод не дает вполне доброкачественной воды, то жители местностей, не имеющих водопровода, в отношении водоснабжения находятся уже и вовсе в невозможных условиях. Волжская вода неочищенная большую часть года не безвредна, кутумная и канавная еще хуже. В третьем участке обыватели берут воду даже из Христорождественского и Архиерейского ильменей, в них же и купаются. Шестой участок – из Царева, сильно загрязненного заводами, из Затона и Волги. Последние в этой местности тоже сильно загрязнены. По берегу Волги – пароходные и лесные пристани, торговые бани со спуском обмывных вод. Пароходы и суда стоят сплошной массой рядами, течение задерживается, отбросы и мазут с пароходов и судов идут в воду».

Если выделить самую суть, то получается малоприглядная картина. Воды «выдается» в день по ведру на брата, и вода эта не родниковая и не ледниковая. А не пить нельзя, это же, на минуточку Астрахань, где стоит жара, и лето длится полгода.



Виноват трамвай

Когда санитарные врачи и журналисты предъявляли претензии к водопроводчикам, те уверяли, что вода преотличнейшая и соответствует всем нормам. Но, иногда таки «переводили стрелки». Например, уверяли, что на водопровод отрицательно действует… трамвай:

«Управление водопровода выражает опасение, что идущие по рельсам трамвая возвратные электрические токи окажут вредное влияние на водопроводные трубы. В этом смысле, по словам «Астраханских губернских ведомостей», водопроводом сделаны уже соответствующие представления, причем указаны меры к устранению вредного влияния токов на трубы. В свою очередь, агентство трамвая жалуется, что вследствие частого прорыва водопроводных труб, особенно на Полицейской улице, мостовая портится, грунт разжижается и вместе с этим приходят в неисправное состояние колеи трамвайного пути».

Ну, что тут скажешь? Трамвай в Астрахани ликвидировали в 2007 году. Так что, водопроводчики в историческом контексте победили.

О чистой воде здесь не слыхали

Вообще, такое ощущение, что в Астрахани 125 лет назад всё делалось для того, чтобы воду испортить максимально. Читаем:

«В окраинных участках много низменных местностей, на которых скапливается снеговая и дождевая вода. Она по отсутствию правильных, а во многих местах, по совершенному отсутствию стоков, не спускается. Образуются сплошные болота. В жары болота загнивают и распространяют миазмы. Прекращается возможность всякого сообщения. С целью поднятия местности обыватели своими средствами заваливают улицы и дворы навозом и всяким мусором. Особенно неблагоприятны в санитарном отношении площади Покровская и Конная, Христорождественский и Архиерейский ильмени, Луковский Ерик и местность между Епанчинским бугром и Ямгурчевым. В целом, в городе очень много мест, служащих источником малярии».

Обратите внимание на вторичное упоминание Христорождественского ильменя. Из него пьют, в него же и валят. А что делать, если водопровода там нет? Впрочем, и жители домов, примыкающих к водным артериям, также находились не в лучшем положении. Вот что писали в августе 1900 года о Кутуме:

«С лодок, стоящих на Кутуме, в огромном количестве выбрасывают в воду арбузные и дынные корки, сено и разный мусор. Все это за отсутствием течения гниет здесь же, заражая воздух и воду, и загрязняя и без того сильно обмелевшую реку. Следовало бы обратить на это должное внимание».



Промышленный «вклад»

Однако, винить исключительно нерадивых жителей, «плюющих в колодец, из которого приходится пить», несправедливо. Свою долю (и немалую) вносили и промышленные предприятия:

«В шестом участке 32 разных завода, все они расположены по реке Цареву. Заводы, кроме пивоваренных, содержатся неудовлетворительно. Дворы не замощены, завалены отбросами производства, страшно заражают реку, почву и воздух. Помещения тесны, грязны, вентиляции почти отсутствуют. На пивоваренных заводах вода употребляется из реки Царева, а вода эта загрязнена до последней степени. Городские бойни на реке Цареве содержатся чисто, но ветхи и требуют многих усовершенствований. Вода для мытья тут употребляется из Царева же, загрязняемого отбросами заводов и самих боен. В последних кровь и отбросы спускаются тоже в эту реку».

Помилуйте, даже пиво варится из грязнючей царевской воды! А Царев, меж тем, не единственная «сточная канава» того времени. Согласно статистическому отчету за 1899 год, в Астрахани было зарегистрировано 2155 торгово-промышленных заведений. Это заводы, фабрики, пристани, склады, мастерские, лабазы, лавки и т. д. Самыми грязными считались рыбные лавки, ежедневно сливавшие зловонный тузлук. По санитарным нормам, сливать нужно было в специальные ямы, однако они быстро переполнялись. А Волга, к примеру, она же бесконечная, сливай сколь хошь, пока не споймают…

Использованы материалы электронной краеведческой коллекции АОНБ им. Н.К. Крупской.
Фото: репродукция картины А. И. Стрелковского «У колодца», santechniki.com, astinform.ru/





Другие новости