Чем жили. Летом в Астрахани случалось падение нравов
16-08-2025
Мы сегодня перемещаемся в середину августа 1887 года, дабы удивиться происходившему, и облегченно вздохнуть, возвращаясь в современность. Открываем старые газеты и читаем.
Вуаеризм за 20 копеек
В том августе отчего-то много писали о различного рода происшествиях. Летом в Астрахань съезжался на работу народ из разных губерний, посему пороки особенно процветали. И еще сообщали о некоем падении нравов, которое тоже случается чаще всего в теплую погоду. Вот что, к примеру, описывал «Астраханский листок»:
«Нам передают о следующем безобразном факте, отчасти характеризующим астраханские нравы. В купальне близ бань Филипповича, на Волге, содержимой каким-то персиянином, имеются отдельные номера, в одном из которых, а именно в номере 3, над зеркалом, в перегородке, отделяющей номер от соседнего женского отделения, проверчено несколько отверстий, через которые можно видеть находящихся в этом отделении купальщиц. Такие же отверстия сделаны и в соседний отдельный кабинет, с целью наблюдения за тем, что совершается в этом отдельном кабинете. Желающия полюбоваться тем или другим платят содержателю купальни 20 коп. за сеанс».
Ужас, конечно! Вуаеризм — это плохо. Однако, газета настолько четко и конкретно живописует — где именно находятся отверстия, что возникает подозрение, что корреспондент проверил их функционал на себе лично. А 20 копеек — очень дорого. Можно было купить фунт телятины или четыре плитки шоколада.
Конфекты будете заказывать?
Несмотря на лютую жару, активность мошенников находилась на подъеме. Они нередко плели свою «паутину» во всяких астраханских захолустьях, там где народ проживал не шибко грамотный. Вот интересный случай:
«Нам сообщают, что по окраинам города — Криуше, Теребиловке, Солдатской, Селении путешествует какой-то субъект, по виду иностранец, выдающий себя за представителя Рижской шоколадно-конфектной фабрики, предлагая лавочникам делать ему заказы и собирая задатки от 5 до 15 рублей. Субъект этот вызывает подозрение тем, что в разных местах называет себя по разному. Не есть ли этот господин имитация тех комивояжеров, которых так много появилось за последние два года в наших пределах, с предложениями услуг по доставке различных товаров, преимущественно немецких...»
Какой, однако, нахальный «интурист»! Уже настолько всем примелькался, что даже в газетах о нем писали. Жаль, что в захолустьях газеты читали редко, а лавочники более учились считать, нежели читать.
Воруют...
Воры также совершенно перестали стесняться. В качестве доказательства — нижеследующая заметка:
«За последние дни усиленно процветало воровство снастей и вещей с судов, стоящий в 6 участке Астрахани, как на Волге, так и на Затоне. Смелость воров дошла до степени курьеза. Так, на днях, воры успели в одну ночь обобрать на одной из баржей рубку, в которой спал водолив, не слыхавший как из под него вытащили подушку, постель, унесли самовар, отрубили сорок саженей сукна, положили в свою лодку и были таковы.
Вещи пропадают большей частию безследно, благодаря притонам под фирмой «кабачек», приютившимся на Эллинге и занимающимся скупом и сбытом краденного. По отзывам туземцев 6 участка, выгрузка ворованных вещей и перекладка на ломовых происходит в Таможенного моста среди бела дня, на глазах у всех — что также характеризует дерзость сбытчиков краденного».
Что характерно, слово «туземцев» написано без кавычек. А водолив, из под которого украли всё, что только можно было украсть, заслуживает звания «лучшего работника месяца».
Стреляют...
А порой и обычные, законопослушные и благопристойные горожане начинали чудить. Вот случай, из ряда вон выходящий:
«Почти все квартиранты дома Сергеева на углу Полицейской улицы и Канавы неоднократно заявляли претензии г. Ольшевскому, хозяину фортепианной мастерской, тоже квартиранту этого дома, чтобы он перестал стрелять из ружья на дворе в кошек и голубей, в виду того, что нечаянно могут подвернуться играющие дети, которых немало в этом дворе. Ярый охотник на кошек и голубей не внимал этим претензиям и несмотря даже на угрозы Мировым и Полицией все таки продолжал свою непозволительную охоту, которая закончилась наконец крупной ссорой с содержателем «азиатской кухни», при чем финал охотничьих подвигов г. Ольшевского будет у Мирового судьи».
Если кошкам не везло в отдельно стоящем доме Сергеева, то собакам могло не поздоровиться по всему городу. Истребители бродячих собак действовали, как ковбои на Диком Западе. То есть, сначала стреляли, а потом интересовались — в кого стреляли?
«Истребители далеко не всегда отличают собак бродячих от комнатных или охотничьих, равномерно хватая и тех и других, что ведет ко многим неприятностям и столкновениям с публикой. В погоне за тем, чтобы убить как можно больше собак, в виду поштучной за них платы, собакоубийцы хватают самых смирных, каковы все комнатные собаки. Настоящие же бродячие животные , при первом визге первой пойманной собаки, удаляются из того околотка, где производится облава, в другие места, и таким образом избегают своей участи».
Нападают…
А иногда и без стрельбы становилось страшно. Вот, извольте…
«12-го августа произошел в Астрахани следующий странный случай. Около 4-х часов дня в квартиру инспектора судоходства И.И. Степанова, живущего на Кутуме, близ Воздвиженского моста, позвонил какой-то неизвестный человек, и едва ему была отворена входная дверь служащим Степанова, как неизвестный кинулся на него, пытаясь нанести удар толстой палкой. Покушение это однако не удалось, чему помешала протянутая веревка, остановившая удар дубинки».
После того, как на шум выглянули другие, неизвестный спустился и ушел по набережной Кутума. А весь дом уселся гадать — что это было?
Рискнем предположить, что особенности поведения были связаны с солнечным затмением, которое произошло 15 августа 1887 года. Многие жители Криуш, Теребиловок и прочих «агломераций» были уверены в неизбежности последующего светопредставления. Газеты упоминают целый ряд случаев, когда отдельные горожане в ночь перед «светопредставлением» одевались в чистое, предполагая более не проснуться. Может, потому и нравы так упали?
Использованы материалы электронной краеведческой коллекции АОНБ им. Н.К. Крупской.
Фото: ogorod.ru, ilf-petrov.ru, кадр из фильма «Джанго» (1966 г.)