14-04-2025
Оказавшись в районе жд вокзала, астраханцы уже не удивляются, что могут повстречать там самый настоящий паровоз. С трубой, будкой, где восседал машинист, звездой на передке корпуса, гербом на боку и полу-вагончиком для угля-тендером. Неизменное любопытство вызывает это чудо техники у пассажиров, которые видят его из окна поезда и, конечно, у детворы.
Паровоз Эр-750-05 – «ишачок», как его прозвали за выносливость и надёжность, появился в сквере железнодорожников пять с половиной лет назад. Но мало кто знает, откуда он взялся и кому мы обязаны его появлением.
Любимые игрушки Ильича
Имя у этого железнодорожника важное – Леонид Ильич. Процек, не Брежнев. Тёзка знаменитого генсека коммунистической партии Советского Союза. Но своим авторитетом наш герой обязан не этому совпадению.
– Я ведь их как младенцев на руки беру – осторожно, нежно, – увлечённо рассказывал мне Леонид Ильич о созданных им мини-паровозах. – Дали в помощь рабочих – они перетаскали экспонаты в новое помещение музея, а я их потом подкручивал и даже ремонтировал!
Рядом с домом у Леонида Ильича был гараж. Но стояла там не машина, а его верный велосипед, на котором он ездил и на работу в депо, и на дачу, что на станции Рыча. Остальное место занимала мастерская: верстак, станок, тиски – всё, что было необходимо для изготовления его любимых «игрушек» - паровозиков. Семь уменьшенных в десятки раз копий паровых машин различного типа и модель тепловоза – его отрада и музейное достояние.
"Нас не будет - а он останется", - рассуждал смотритель раритетных паровозов
– Мои паровозы из металла и точь-в-точь как настоящие, – с гордостью утверждал ветеран. – Я объездил много музеев и в Волгограде, и в Саратове, и в Ершове, и в Ставрополе. Сравнивал: там модели в основном из фанеры и бумаги – несерьёзно как-то, недолговечно.
Мастерить паровозы Леонид Ильич полюбил ещё в детстве. Ребёнком он устроил в огороде железную дорогу протяженностью в 40 метров. В его нешуточном хозяйстве было 50 паровозов и 180 деревянных вагончиков. Как после этого можно было не стать машинистом?
Начинал Лёня в начале войны учеником слесаря по ремонту паровозов. А в апреле 1943 года 17-летний парнишка уже учился на курсах помощников машиниста при депо, и в июле поехал в свою первую поездку на паровозе. Спустя два года в августе 1945 Процек стал машинистом, не достигнув 20-летия. Это противоречило существовавшему порядку, но стало возможным с разрешения начальника дороги.
– Свою первую поездку запомнил на всю жизнь, если бы мне тогда сказали: будешь машинистом 50 лет, я тогда, наверное, концы отдал бы, так было невмоготу, – делится Леонид Процек в своих воспоминаниях, которые сохранили в депо. – Но история повернула по-своему, и я ушёл на пенсию только в 1993.
Как раз на пенсии и развернулись события, которые сохранили память о нашем герое лучше любых мемуаров.
Подарок начальника дороги
В 1996 году с подачи Леонида Ильича в локомотивном депо появился музей. Он стал его хранителем.
Семь паровозов и один локомотив удалось воссоздать машинисту Процеку
Визитной карточкой музея Процека и предметом его личной гордости стал настоящий паровоз серии «Эр», подаренный начальником дороги Михаилом Лихачевым.
Как-то после собрания на станции Астрахань-2 машинист подошел к руководителю магистрали и показал две свои первые модели – «Щуку» и «Овечку» – так между собой машинисты называли паровозы «Щч» и «Ов». Уменьшенные в сотню раз точные копии паровых машин были один в один как настоящие! Лихачёв заинтересовался и предложил: «Давайте мы их в Саратов заберем». «Не отдам, – не растерялся Процек. – Вы мне лучше настоящий паровоз пришлите – на пьедестал поставим».
5 апреля 1997-го, через полтора года после памятного разговора, обещанный паровоз прислали. Леонид Ильич как раз работал на даче, увидев паровоз, идущий через Рычинский мост, обрадовался: «Это ко мне!». Бросил тяпку и лопату, сел на свой велосипед и помчался в депо. Спешка была не напрасной: до появления машиниста предприимчивые «товарищи» успели снять левый инжектор, открутить мелкие детали – на «цветмет». Для предотвращения разграбления Процек самолично снял все «цветное», запечатал в мешок и отнес на склад.
– Паровоз был явно предназначен на металлолом, он отслужил своё в Баскунчаке, был весь в соляной рапе и пригари – страсть! – вспоминал энтузиаст. – Пробовал сшибать пескоструйкой – эффекта ноль, тогда стал отмачивать соляркой...
Ее за целый год трудов ушло 85 ведер, но сегодня следы былой «страсти» может различить только опытный взгляд. Воодушевляла борца с паровозным геноцидом (только так, по мнению Процека, можно назвать безжалостное уничтожение последних экземпляров паровых машин, ставших историей железной дороги и всей страны) мысль: «Если сейчас откажусь, не проявлю твердости и отдам на лом, больше паровоза не дадут».
Отвоевал машину. Установили на постамент у въезда в депо. Ухоженный, поблескивающий свежей краской паровоз больше десяти лет встречал работников и посетителей депо.
Паровоз сменил прописку
Астраханские железнодорожники переместили паровоз с закрытой территории депо в городской сквер близ вокзала. Раньше увидеть уникальную технику могли только работники предприятия или молодёжь, которую привозили на экскурсии. Частыми гостями в депо были школьники, но для посещения депо требовалось разрешение и автобус. А теперь его с любопытством разглядывают и астраханцы, и гости города. Его видят из окон вагонов пассажиры проходящих поездов.
На прошлой неделе "Ишачка" покрасили, он вновь сияет как новый
Перед паровозом установлен сигнальный семафор того же времени, таких уже и не увидишь нигде: поднял крыло, подавая «зелёный» сигнал. Рядом с паровозом гидроколонка из старого депо: с помощью неё заправляли водой котёл паровой машины. Процек мечтал установить колонку на площадке около паровоза и семафора. Эту идею воплотили в жизнь, когда паровоз переехал из локомотивного депо на станции Астрахани-2 на Завокзальную площадь станции Астрахань-1.
– Он по-прежнему мчится вперёд, только теперь дорога у него – в историю. И нас никого не будет, а паровоз останется стоять, удивляя потомков, – рассуждал его смотритель. – Кстати, символично, что паровоз этот выпущен Коломенским заводом в 1943 году – том самом, когда я семнадцатилетним парнем впервые попал помощником машиниста в кабину.
Его не стало в морозном феврале 2012 года. Но память об этом энтузиасте паровозов хранит скромная белая надпись на черной будке паровоза: «Ст. машинист Л.И. Процек». Его стараниями, упорством и трудами установлен памятник железнодорожной технике, с помощью которой наша страна одержала победу над фашизмом.
Екатерина Кобзева