04-06-2024
По оценкам «Сбера», в 2023 году у жителей России дистанционно украли более 250 млрд рублей.
Ситуация с телефонным мошенничеством в России стала критической: гражданам поступает 20 млн звонков в сутки, а объемы украденных средств только за прошлый год подскочили до 250 млрд рублей. Неудивительно, что сегодня по уровню страха стать чьими-либо жертвами россияне примерно в равной пропорции называют терроризм и телефонное мошенничество.
Об этом в интервью «Известиям» рассказал зампредседателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
- Как вы оцениваете ситуацию с телефонными мошенниками в России?
- Мы считаем, что ситуация с телефонным мошенничеством в начале 2024 года стала критической. Доля киберпреступлений в общем объеме всех преступлений достигла 38%.
Ведомства приводят разные цифры: если в Центробанке сообщают о 16 млрд рублей, которые украли мошенники в прошлом году, то МВД называет цифру в 10 раз больше — 157 млрд. По оценкам же «Сбера», в 2023 году мошенники украли у россиян более 250 млрд рублей.
При этом с начала 2024 года «Сбер» помог своим клиентам спасти более 150 млрд рублей.
Масштабы киберпреступности растут. И появился новый очень печальный для всех нас симптом — глобальный страх россиян перед кибермошенничеством. Недавнее исследование «Национальный индекс тревожности» показало: больше всего жители нашей страны боятся стать жертвой терроризма и обмана телефонных мошенников.
- Можно ли оценить количество людей, которые ежедневно попадаются на уловки мошенников?
- Ежедневно злоумышленники совершают до 20 млн звонков. Такого масштаба атак на наших граждан не было никогда. И примерно в одном случае из ста люди верят телефонным мошенникам. То есть порядка 200 тыс. граждан в сутки могут попадаться на их обман.
- С помощью каких схем россиян сейчас обманывают чаще всего?
- Легенд много, и в основном они нацелены именно на запугивание жертвы: якобы она может потерять средства. Могу привести необычный сценарий — схема выманивания денег с поддельным похищением людей. Мы обнаружили этот сценарий в 2024-м и помогаем подразделениям МВД выявлять и задерживать причастных к этой схеме злоумышленников.
В результате телефонного мошенничества жертве — например, чьей-то маме, которая уже перевела деньги злоумышленнику — предлагалось их вернуть, поехав в другой город. Но при этом телефон нельзя брать с собой. Мама уезжает за тысячу километров от своего места жительства в желании спасти свои средства.
Одновременно мошенник звонит родственникам этого человека и говорит: «Вашу маму похитили. Если вы хотите ее вернуть, внесите денежные средства в такой-то сумме на такой-то счет». С мамой дети связаться не могут: телефона у нее нет.
При нашем содействии правоохранительным органам удалось спасти человека и выйти на организаторов. Колл-центр, который готовил это и другие подобные преступления, базировался на территории России. Буквально несколько недель назад сотрудники полиции задержали 16 человек, причастных к этому мошенничеству.
— Вы не раз говорили о том, что сейчас основной поток звонков кибермошенников идет именно с территории Украины.
- Центрами телефонного мошенничества остаются колл-центры на территории Украины. И прежде всего в городе Днепр (или, как по-старому его называли, в Днепропетровске). Впрочем, по данным «Сбера», количество этих колл-центров уменьшилось примерно в 2,5 раза: сейчас на Украине против россиян работает порядка 350–400 таких объектов - ранее их было около тысячи. При этом уровень их технической оснащенности, эффективность используемых сценариев работы с людьми, масштабы проникновения и вывода денег значительно увеличились.
По нашим данным, в мошеннических колл-центрах на Украине работает несколько сотен тысяч человек. Каждый из них может зарабатывать порядка $3 тыс. в месяц. Это огромная циничная индустрия.
- Когда деньги попадают к украинским мошенникам, как они используются?
- Примерно 20% из украденных средств уходит украинским органам власти, которые курируют деятельность таких колл-центров. Кстати, сотрудники колл-центров на Украине освобождены от призыва в ВСУ. То есть власти полагают, что, обворовывая россиян, эти мошенники приносят больше пользы, чем на передовой.
Еще 20% используется для оплаты работы тех, кто сидит в наушниках и обманывает наших граждан. Еще 20% — это чистая прибыль того, кто организовал всю эту деятельность.
Оставшиеся 40% похищенных у россиян средств направляются в ВСУ и используются для ведения военных действий против России. В принципе, этого никто не скрывает, поскольку в правительстве Украины существует целая вертикаль, которая занимается организацией работы этого источника финансирования.
С этой индустрией мошенников нужно бороться по всем фронтам. Это должны делать все банки, операторы связи, государство. Механизмы противодействия должны закрепляться на законодательном уровне, а не ограничиваться усилиями отдельных игроков.
Фото: pressaufa.ru, flectone.ru