Чем жили. Астрахань – почти западная Европа. Местами
25-05-2024
Автор рубрики - Сергей Синюков.
Вновь суббота, и щелчок мыши открывает нам газеты, выпущенные в конце мая 1900 года. И мы снова готовим дайджест, состоящий не из новостей, а из «старостей». Ведь все познается в сравнении, не так ли? Вот и сравним нашу жизнь с жизнью прадедов и прапрадедов.
В центре Астрахани – как в Цюрихе
Той весной много говорили и писали о санитарии. Точнее – антисанитарии. Астрахань-де, нуждается в благоустройстве, пятое-десятое… И на этом фоне порой встречается оглушительно радостный вывод. Не всё так плохо. «Астраханский листок» сообщал:
«Извлеченными из санитарных статистических данных выводами мы установили, что центральная часть нашего города, заключенная в треугольник между Волгой, Кутумом и Канавой, вмещающая почти треть населения Астрахани, составляет резкую противоположность остальным районам города, отличаясь таким показателем смертности, который по своей умеренности приближает этот участок Астрахани к самым здоровым городам не только России, но и Западной Европы. Так что оздоровительные мероприятия было бы выгоднее начать не с центра города, а с самых нездоровых его окраин».
Вывод, несомненно, прелюбопытный. Народ, битком набившийся в центр старой Астрахани, живет настолько классно, что и помирать незачем. Прямо как в Лозанне, Цюрихе и других захолустьях Западной Европы. А вот окраины надо санировать. Логично. Впрочем, спустя сто с лишним лет, это кажется спорным. Обилие ветхого и аварийного жилья у нас как раз теперь в центре. А свежий воздух – на окраинах, в коттеджных поселках и садовых товариществах. Но, мы сейчас говорим о комфорте жизни, а не о ее продолжительности.
Обоз и ныне там
Ну, и если уже затронули тему санитарии, то вот вам — пожалуйста. 19 мая в Астрахани состоялось собрание городской санитарно-больничной комиссии. И там шибко ругали ассенизаторов. Ну, тех, что в бочках жидкие отходы вывозили.
«Д-р Сперанский между прочим обратил внимание членов комиссии на то обстоятельство, что ассенизационные обозы наши содержатся и действуют далеко не согласно с существующими на этот счет обязательными постановлениями. Так, например, бочки и ящики в большинстве случаев устроены настолько плохо, что, проезжая по улицам, заражают воздух ужасным зловонием. Несмотря на то, что время работы обозов указано в постановлении, обозы выезжают гораздо ранее, и кончают ее позднее, чем полагается. А некоторые действуют даже целый день. По мнению Сперанского, на обозы нужно обратить особое внимание и обуздать произвол».
Далее вышел спор. Санитарные врачи, на которых возлагали контроль за состоянием обозов, заявили, что у них на участках всё в норме. А за несвоевременный выезд должна отвечать полиция. У полиции, понятное дело, других дел хватает. Короче, решили продолжить обсуждение на последующих собраниях.
Интересно… В наши дни ассенизаторы тоже льют отходы в ливневую канализацию или еще куда-то, куда нельзя, а приструнить их тоже не получается. Традиция, что ли?
Движимость влияет на недвижимость
Конец мая — 1900. Астрахань напряженно ждет запуска трамвая. Газетчики ругают бельгийских подрядчиков за опоздание и постоянные переносы сроков сдачи. И удивляются предприимчивости земляков.
«Трамвай еще не открылся, а цены на квартиры, расположенные на его пути, уже поднялись чуть ли не вдвое. Я лично знаю одну сырую, холодную квартиру на Демидовской улице, кишащую крысами, мышами и всякими насекомыми (имел несчастье прожить в ней около года), ходившую до постройки трамвая за 25 рублей в месяц, а теперь сдающуюся за 35, о чем свидетельствуют записки, наклеенные на окнах. Если теперь, при одних рельсах и безобразных столбах, курс на квартиры так поднялся, то что же будет, когда по рельсам покатятся вагоны? Страшно, очень страшно становится за злополучного обывателя».
Ну, а что вы хотели-то, господа стародавние журналисты? Транспортная доступность — это важный фактор.
Купцы приезжие, девицы домашние
Район Косы в те стародавние времена был до чрезвычайности криминализирован, мы в данной рубрике много раз подтверждали это примерами. И вот — очередной.
«По вечерам в духанах, приютившихся на Косе, собираются наезжие купцы с Кавказа, для привлечения которых услужливые содержатели ресторанов-духанов приглашают известного рода особ, выдаваемых приезжим за «девиц домашнего поведения». Совершаются попойки в номерках духанов, содержателям это крайне выгодно — приезжие купцы, находясь в такой кампании, на расходы не скупятся. Ловкие люди следят за попойками, и если купец семейный, то здесь и нажива им. Оргия завершается полным ансамблем, а на другой день купчик получает послание, в котором предлагается на выбор — или кара закона за совершенное «насилие над девицей», или же — мировая сделка. Угрозы составляются весьма предусмотрительно. Тут и место преступления, и час, и свидетели, и т.п. Разумеется купец, да еще и семейный, боится конфуза, и скорее решится на мировую сделку.
Ну, форма шантажа, старая как мир… А вот характеристика «Особа домашнего поведения» - занятная. И забытая.
Пиво разбавлять запретят?
Губит людей не пиво, губит людей вода. Эту песню пел в Астрахани веселый киногерой в исполнении Вячеслава Невинного. А задолго до него газеты уже сообщали об ужесточении контроля за … «разбадюхиванием пенного напитка».
«В видах ограждения правильности пивной торговли, как в интересах потребителей, так и производителей пива, согласно проектируемому новому уставу об акцизном сборе с пива, в дополнению к действующему узаконению, как слышали газеты, предположено постановить, что продавцам пива воспрещается разбавлять его водой, прибавлять к нему вещества, хотя бы и не вредныя для здоровья, а также смешивать пиво разных заводов».
Понять сие довольно сложно, ибо изложение мутное, как прокисшее пиво. Однако, заметно, что газеты где-то прослышали, что пивникам «закрутят гайки». Мало того, что водой разбавлять нельзя (!), так еще и «прибавлять вещества» запрещают! Жуткие нравы были при царизме. Булькнул буфетчик, к примеру, в пиво чуток водки – уже нарушение закона. А насчет смешивания… Вейнеровские заводы в 1900 году выпускали в Астрахани 13 сортов пива. Так что, «миксы», осмелимся предположить, имели место.
Фото: репродукция картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы», russian7.ru, transphoto.org