15-05-2024
Борьба за спасение крупнейших осетровых хозяйств региона продолжается. Идет это сражение тихо, без шума, в юридической плоскости. Например, в виде законодательной инициативы, родившейся в областной думе.
Об угрозе, нависшей над астраханскими осетроводами, ПУНКТ-А уже писал. Речь о трех предприятиях - «Белуга», «Раскат» и «Акватрейд» - обосновавшихся на шлюзах Астраханского вододелителя. Это мощное гидротехническое сооружение было построено в 60-70-е годы прошлого века для перераспределения водного потока по нерестилищам во время большой воды. Однако большая вода иссякла, и запускали вододелитель всего шесть раз, последний – в 1989 году.
Фото wikimapia.org
С тех пор ГТС никогда не использовалось по прямому назначению, хоть и остается на федеральном балансе. Зато в его шлюзовых камерах на Волге и Бушме уютно разместились садки с осетрами и белугами: условия здесь для них идеальные, близкие к естественным, проточная вода – принципиально важный фактор для здоровья рыбы.
За 20 с лишним лет «Белуга», «Раскат» и «Акватрейд» стали лидерами не только местной, но и российской отрасли аквакультуры, создали уникальное ремонтно-маточное стадо, приобрели статус племенных заводов, ежегодно производят около 15 тонн икры и вносят неоценимый вклад в сохранение каспийских осетровых.
Казалось бы, что им может угрожать, но беда пришла откуда не ждали. Несколько лет назад Южная транспортная прокуратура провела проверку и сочла нарушением договор аренды между ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и рыбоводными компаниями. По уставу ФБУ шлюзы могут сдаваться в аренду под стоянку плавсредств, к каковым рыбоводные садки не относятся. К тому же, считают в надзорном органе, садки могут навредить проплывающим через гидроузел судам, а также представляют угрозу для жизни и здоровья людей.
Как бы абсурдно ни звучало последнее утверждение («крайнее» судно прошло через шлюз 35 лет назад и вряд ли пройдет в обозримом будущем), но дело закрутилось. Южная транспортная прокуратура подала иски в суд на ФБУ и рыбоводные компании с требованием признать договоры аренды недействительными и освободить территорию. Что фактически равно гибели уникального стада и мощнейшему удару по астраханской аквакультуре.
Эти суды до сих пор идут и будут идти еще долго. А власти Астраханской области стали искать юридические пути выхода из этой коллизии.
Они существуют. Еще в августе прошлого года Дума Астраханской области обратилась к правительству РФ о внесении изменений в федеральный закон №117 «О безопасности гидротехнических сооружений». Был ли какой-либо отклик на это обращение, официально не сообщалось. Но, вероятно, обсуждения были и реакция тоже, так как следующим шагом астраханских депутатов стала разработка законодательной инициативы (то есть законопроекта).
Суть ее в следующем. 117-ФЗ предусматривает три режима функционирования гидротехнических сооружений (ГТС): эксплуатация, консервация и ликвидация. Два последних возможны лишь в случае окончания проектного срока эксплуатации ГТС либо угрозы возникновения ЧС.
Астраханский вододелитель все еще считается «действующим» - срок его эксплуатации по проектной документации не истек. Депутаты предлагают дополнить закон пунктом о приостановке использования гидросооружения – например, при его неиспользовании по назначению в течение 20 и более лет и отсутствии необходимости в дальнейшей эксплуатации на определенный период. А на время приостановки дать право собственнику сдавать территорию, оборудование или их часть во временное использование в целях, не несущих угроз сооружению, окружающей среде и людям. Кроме того, предлагается внести поправки в федеральный закон «Об аквакультуре», разрешающие заниматься ею на недействующих гидротехнических сооружениях.
Разработчик инициативы – председатель думского комитета по экономике и инвестиционной политике Любовь Плющенко. Она поблагодарила за помощь и юридическое сопровождение коллег и аппарат облдумы. 13 мая комитет одобрил инициативу и рекомендовал думе направить ее в Совет законодателей при Федеральном собрании.
А ПУНКТ-А будет и в дальнейшем следить за тем, как развивается ситуация вокруг ведущих остероводов региона и страны.
Фото ПУНКТ-А