27-04-2024
Ведущий рубрики - Сергей Синюков
Вновь суббота, и мы проявляем любопытство, интересуясь – а чем жили предки в такое же время, только много лет назад? Открываем подшивку «Астраханских губернских ведомостей» за апрель 1915 года, морща лоб, вычитываем. И делимся с читателями.
Яйца и мясо лучше покупать в Енотаевске
Идет война. Ее позже назовут Первой мировой. Российская армия наступает в Карпатах. А в тылу региональная власть следит за тем, чтобы на служивых не наваривались недобросовестные торговцы. А то ведь война кому-то и мать родна, как говорится. В середине апреля астраханский губернатор Соколовский публикует в газетах «Обязательное постановление».
«Установлены нижеследующие цены на съестные припасы и другие предметы, предназначенные для продажи, из устроенных лавочек около пароходных пристаней гор. Черный Яр воинским чинам, следующим в составе эшелонов или эвакуированным раненым и больным:
Хлеб белый - 6 коп. за фунт
Хлеб черный - 3 коп. за фунт
Говядина или баранина жареная - не дороже 30 коп. за фунт
Яйца вареные - не дороже 35 коп. за десяток
Молоко топленое - не дороже 7 коп. за бутылку».
И так далее. Дело, конечно, нужное. Грех спекулировать в такое время. Однако цены, как оказалось, могут быть разными. Другое обязательное постановление было опубликовано по пристаням у города Енотаевска. И там, в отличие от черноярских, все дешевле: хлеб – не дороже 5 копеек, мясо – 25, а яйца – не больше 30. Вроде бы городки рядом, а цены разнятся.
Кстати, нарушители этих постановлений подвергались чудовищному штрафу в 3 тысячи рублей или аресту до трех месяцев.
Австрийцев лишили оружия
Война – штука суровая и жестокая. Газеты, конечно, не в состоянии отобразить всего ужаса, в который погрузилось в 1914 году человечество, но даже отдельные информационные сообщения его характеризуют. Например, приказ верховного главнокомандующего, который был обязателен к исполнению в Астрахани, поскольку к тому временю сюда уже привезли первых австрийских пленных. Губернатор требует:
«Верховным главнокомандующим повелено лишить права ношения оружия пленных австрийских офицеров за совершенное чинами австрийской армии в ночь на 21 марта в районе Залещиков гнусное зверство над доблестным чином Российской армии Алексеем Макухой, которому австрийцы вырезали язык, за отказ сообщить врагу сведения, составляющие военную тайну.
Приказываю исп. об. коменданта гор. Астрахани немедленно отобрать оружие у пленных австрийских офицеров, объяснив им причину такой меры».
А вообще, хорошенькое дело – в плену, но с оружием! Просто непонятное для военной поры благородство.
Так это восточный базар был, а не ГУМ!
Меж тем, весна – это всегда время уборки. А тут в этом плане масштабы обширные. Губернатор поехал на базар- и вознегодовал, и осерчал!
«Губернатор лично осмотрел санитарное состояние базаров Астрахани и признал их не только неудовлетворительным, но и в некоторых местах угрожающим народному здравию. Составленные протоколы препровождены были городскому Главе для приведения базаров в требуемое санитарное состояние, а на смотрителей наложены были губернатором взыскания от 100 рублей до месячного тюремного заключения.
Так как, и эти меры не дали результатов в отношении исад 6-го участка, где грязь, нечистоты и переполнение выгребных ям не было городским управлением устранено, то торговля на исадах этого участка запрещена до тех пор, пока означенное базарное место не будет признанно приведенным в надлежащее санитарное состояние».
Речь, похоже, шла о Татар-базаре, хотя и прочие базары образцом благополучия не были. Смотрителей в тюрьму уже сажают, а порядку как не было, так и нет! Интересно, как скоро этот базар вновь открыли?
Хорька бить только в случае самообороны
В конце апреля 1915 года в Астраханской губернии в очередной раз запрещают охотиться на хорьков. Почему в очередной? Уже раньше запрещали, но теперь решили усилить контроль.
«Запрещаются ловля и охота хорьков силками, капканами, выкуриванием, заливанием нор и всякими другими способами и орудиями, а также продажа и выделка шкур с убитых хорьков.
В виду этого воспрещается всякого рода продажа, покупка, развозка, вывоз и хранение хорьковых шкур, как партиями, так и единичными экземплярами. Равным образом воспрещается выделка хорьковых шкур».
Короче говоря, приехали. Конец пушному промыслу. Хорьки могут без опаски ходить по губернии и посмеиваться себе в усы. Хотя… Есть в тогдашнем документе одна лазейка. Неизвестно – по какой причине ее оставили юристы той поры.
«Примечание. Не почитается охотой единичное умерщвление хорька, предпринятое в ограждение имущества, например, для защиты домашней птицы».
Нут вот. Стало быть, ежели предъявит власть упреки, то завсегда можно отговориться. Да, лежат в сарае 50 убитых хорьков. А что делать, если они по одному каждую ночь приходят за моим имуществом?
Не пей, Иванушка, отраву спиртовую!
В ту пору во всей империи был введен сухой закон. Мера вынужденная, и понравилась она не всем. Вот что писали тогда в Астрахани:
«Благодетельное для народа запрещение продажи спиртных напитков принесло для всех ясную пользу, но встречаются люди, не понимающие собственного блага. Не имея возможности приобретать вино и водку, тайком пользуются они для пьянства денатурированным спиртом, то есть таким, который продается как осветительный и горючий материал, а вовсе не для питья.
Для того, чтобы люди спирт этот не пили, в него перед продажей кладется отрава, о чем делается надпись на каждой бутылке. Меж тем находятся люди, не брезгующие в своем влечении и такой отравой. За последнее время в Астрахани было 40 случаев отравления, из них 28 человек умерло, остальные ослепли или сделались больными».
Кошмар, конечно. Может, потому что не все люди в ту пору читать умели? Хотя… в «горбачевский» сухой закон тоже пили всё подряд, при том что грамотность была повальной. Значит, причины другие.
Фото с сайтов: inastrakhan.ru,imghub.ru, photocentra.ru, bidspirit.com