Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Чем жили. Астраханцам в марте приходилось пить, чтобы дамы не ссорились

09-03-2024

Ведущий рубрики Сергей Синюков

Вторая неделя марта – еще не весна, но уже не зима. Жизнь потихоньку активизируется, впереди столько всего нужно сделать. Так было и много лет назад, в марте 1902 года. Что тогда беспокоило астраханцев? Об этом писали тогдашние газеты.

С какой стороны шпалы ложить?      

Беспокоила будущая железная дорога. Решение о строительстве уже появилось, но направление оставалось туманным – а на каком берегу Волги ее возводить? Газеты волновались:

«Одни тянут на левый берег, другие – на правый. Одни кричат: пойдешь направо – загудишь Астрахань, другие: налево – загубишь миллионы в дельте. Вот какая астраханская заковыка! Дело запутывается еще и тем, что по пути от Астрахани и по левой и правой стороне расстилаются неприветливые пустынные степи, мало обещающие в будущем. Кроме Астрахани нет по линии опорных пунктов».

При этом и «левобережные» и «правобережные» согласны в одном – при конкуренции удивительно дешевого пароходства по Волге трудно рассчитывать на особую доходность астраханской железной дороги. Поэтому вкладываться надобно в порты и «углубление прохода от 12 фунтов». А железная дорога, хоть и важна, но уступает судоходству.

Интересный ход общественной мысли. Еще недавно выпрашивали «железку» у правительства, но, переругавшись по поводу маршрута прокладки, готовы признать ее второстепенность.


Навигация началась! Дамы, не ссорьтесь!

Весна еще только на подходе, но навигация вот-вот откроется. А навигация на Нижней Волге – это жизнь! Вот как классно пишет об этом «Астраханский листок»:

«Первые дни открытия навигации в Астрахани считаются поистине праздничными днями. На биржевой толкучке эти дни именуются «веселыми» и все время открытия навигации прозываются «пароходной неделей». Шутка сказать, сидят астраханцы 5-6 месяцев зимой, словно в погребе каком. Виден белый свет, да выбраться некуда. С открытием же навигации – куда захотел – туда поехал. Как не радоваться таким дням? В текущую неделю на пароходных пристанях служились молебны. После молебствия устраиваются закуски, за которыми торжествующая команда провозглашает тосты за хозяев, распорядителей и присутствующих почетных гостей. Бывают иногда интересные тосты. Вот, к примеру, в одном обществе был предложен тост за здоровье и мир между женами пароходской команды. Долго кричали «ура»!».

Интересно. 8 марта еще не изобрели в качестве праздника, но за жен уже пьют. Объяснялось это тем, что жены командиров, капитанов, машинистов и прочих «речных волков» часто ссорились между собой. А вслед за ними ссорились и мужья. Так что за мир между милыми дамами!

Число заводов на душу населения зашкаливает

К началу весны испокон веков подводили экономические итоги прошлого года. Примерно так же делают и сейчас. Итоги прошлого 1901 года показались нам вполне интересными. По крайней мере промышленность показывала результаты, по которым Астрахань вполне можно считать индустриальным центром. Судите сами:

«В губернии в 1901 году считалось 198 заводско-промышленных заведений с производительностью каждое более 1000 рублей в год, общей годовой производительностью 5, 571, 639 рублей. Из показанного числа приходится на:

1. Обрабатывающие животные продукты – 29 заводов, число рабочих 328 человек.

2. Обрабатывающих растительные продукты – 90 заводов (рабочих 2027 человек).

3. Обрабатывающих ископаемые продукты – 44 завода (рабочих 1377 человек).

4. Смешанных производств – 36 заводов (рабочих 1276 человек)».

Но это, как бы сейчас сказали, субъекты среднего предпринимательства. А еще были «гиганты» с объемами производства на сумму более 100 тысяч рублей. Это механический завод, два пивоваренных, четыре лесопильных, два воскосвечных, рисоочистительный и стеклянный. И еще работало 220 маленьких заводиков во всех уездах, с оборотами менее 100 рублей. Ну как, после этой статистики называть Астраханскую губернию просто «рыбницей»?

Умчи меня, тюлень, в свою страну тюлению…

6 марта в Астрахани произошел случай, который в городе обсуждали еще неделю. Цитируем:

«На Волге у Стрелки, сажени на две ниже парохода «Надежда», выплыли на поверхность воды два тюленя, из коих один взобрался на льдину, а другой пытался сделать то же самое, но не мог. На берегу собралась масса народу, некоторые кидали камни в тюленей и кричали, что и заставило тюленей скрыться».

Радость от встречи, конечно, понятна. Только зачем камнями-то кидаться? Интересно – как поступили бы сегодняшние астраханцы, встретив на Стрелки тюленей? Наверное, ограничились бы съемкой на телефон…


Ударим по пьянству театральным искусством

Тем временем в Астрахани начинают свое развитие народные театры. И газеты отмечают положительное влияние этого процесса, отмечая… снижение пьянства.

«Первый опыт устройства в Астрахани народных спектаклей, совпадающий с введением в нашем крае казенной винной монополии, можно признать удачной во всех отношениях. Ниже приведенные цифры посетителей при постоянном возрастании, ясно показывают успех этого способа развития и отвлечения народа от пьянства».

Далее идет статистика. «На бойком месте» Островского посмотрело 625 человек, «Ревизор» Гоголя – 715, «Тартюф» Мольера – 765 и т.д.

Заканчивается эта газетная заметка выводом, который многое объясняет: «Буфет с продажей крепких напитков во время народных спектаклей был закрыт».

Всё просто. Закрыли буфет в театре, и кривая пьянства поползла вниз.

Побег с колоколом

Просматривая криминальную хронику марта того года, можно определить, что наиболее частыми правонарушениями были карманные кражи, в том числе и трамвайные и пьяные драки. Но иногда преступления и правда удивляли своей спецификой. Вот, к примеру:

«В Астраханской исправительной колонии со взломом замка двери церковной колокольни похищен колокол весом в 3 пуда 30 фунтов, стоимостью в 76 рублей. Подозрение пало на бежавших из колонии воспитанников Станислава Марлижского и Петра Александрова. Производится розыск бежавших».

Однако. Колокол весом почти 50 килограмм. Зэки пошли «на рывок» и прихватили его с собой. Зачем? Бегать с таким по империи тяжеловато. Может, в утильсырье сдавали? Медь все же! А принимали лом тогда? Газета никаких выводов не делала.

Фото: репродукция картины В. Маковского «На пароходе», с сайтов: astrakhanzapoved.ru, astrahanfoto.livejournal.com





Другие новости