Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Валерий Штепин: Актер должен постоянно доказывать на площадке, что он именно актер

13-02-2024

Он вырос на Дальнем Востоке, и учился там в театральном институте,на одном факультетес известными артистами Семеном Стругачевым и Сергеем Степанченко. Его сценические этюды уже в студенческие годы удивляли преподавателей. И, наверное, наш герой мог бы строить карьеру во Владивостоке, Хабаровске, Иркутске или любом другом городе нашей необъятной страны, где, по счастью, великое множество театров.

Но история не терпит сослагательных наклонений. Он выбрал Астрахань, прибыв сюда в возрасте 24 лет, подобно герою популярной песни времен его молодости: «Вот товарищ с Востока, он танцует жестоко». Мы беседуем с актером Астраханского драматического театра, заслуженным артистом России Валерием Штепиным.

- Валерий Николаевич, артистом не рождаются. Впрочем, в профессиональном смысле вообще никто никем не рождается. Артистом становятся. Как Валерий Штепин стал артистом?

- Театром я заболел еще в восьмом классе. Жили мы с родителями в городе Дальнегорск, который в ту пору назывался «Долина диких кабанов», по-китайски «Тетюхе». И зашли мы с приятелем в ДК «Горняк», где как раз шла репетиция в молодежной студии. Девчонок красивых там водилось много, а парней – наоборот. Вот мы туда и… попали. Самодеятельность была сильная, педагог очень классный – Николай Васильевич Лаптев, занятия проходили очень интересно. Именно тогда я приобрел первые навыки фехтования (сейчас наш герой передает эти сценические навыки студентам Астраханского колледжа культуры, который закончил с отличием. - прим. ред.). И когда я уже перешел в десятый класс, поехали мы на театральный фестиваль во Владивосток. Моя первая победа – лучшая роль второго плана. Играл какого-то молодого заводчанина в пьесе Погодина «Цветы живые».

Соответственно, после школы поступил я в институт искусства, так он тогда назывался во Владивостоке.


- Учеба легко давалась? Тогда времена были строгие.

- Было не совсем гладко. Интересная штука произошла. Дело в том, что у меня по всем специальным предметам были пятерки. Однако, преподавал у нас один дядька такой, зарубежную литературу. Читал лекции как бог, но не любил парней, которые в армии не служили. А я еще не успел. Ну, знаете, если уж преподаватель решил завалить студента, то он этого обязательно добьется. Проходили мы легенды и мифы Древней Греции. И меня валили вопросами: «Какого цвета был хитон у Гермеса? Какого цвета были его сандалии? Не читали? Идите отсюда!». А этой информации нигде нет. Короче говоря, меня отчисляют. И тут же сведения в военкомат. Повестка. Два года в «царице» полей» - пехоте, сначала Хабаровск, позже – Южно-Сахалинск.

- Потом восстановились?

- Восстанавливался снова на первый, хотя и была возможность перепрыгнуть курс. Тогда кафедру возглавил известнейший педагог из Ленинграда Сергей Васильевич Гиппиус, бывший блокадник, племянник той самой Зинаиды Гиппиус. К нему ломились все студенты, он считался светилом, и, действительно, очень многому научил. Такой породистый интеллигент, знаток театра. Помню, он дал задание – сделать этюд «Ожидание». Я первым поднял руку, показал этюд. А он стал требовать от студентов объяснений – что именно делал Валерий? И потом угощал меня болгарскими сигаретами, такая форма признания. Кстати, именно Сергей Васильевич советовал мне пробовать себя в режиссуре, я делал первые опыты, получал пятерки.Он мне так и говорил: «Как актера я тебя принял – теперь ты интересен мне как режиссер».

Гиппиус умер, когда я закончил третий курс. Мы тогда были на гастролях, но нас отпустили на похороны. А потом педагоги стали меняться как перчатки, качество учебы пошло вниз. По тем временам можно было работать в театре без высшего образования. И я ушел. Принимал участие в тюзовских спектаклях Владивостока, набирался опыта, проработав два года Хотя мне уже тогда говорили: «Ты же драматический актер!».

- А Астрахань? Откуда нарисовался этот географический вектор?

- Мама уже жила здесь. Забрасывала меня письмами, приглашала, говорила – здесь два театра. И я решился. В 1983 году перебрался сюда.


- Хотя вам прочили драматическую карьеру, вы начинали в Астраханском ТЮЗе. И много лет выходили на сцену этого театра.

- 16 лет. ТЮЗ – замечательная школа, интересные роли, сильная труппа. И Юрий Кочетков – прекрасный режиссер и руководитель. Утром ты играешь детский спектакль, а вечером – спектакль для взрослых. И эта трансформация дает огромный опыт. Я с большим уважением отношусь к ТЮЗу, могу сказать, что я тогда попал «в обойму». Играл Андрея-стрелка, Ивана – одного из «Трех Иванов», Кощея, а в «Снежной королеве» сыграл целое множество образов – от оленя до Советника. Но, я постепенно понял, что вырос из тюзовских штанишек, и когда появилось предложение о переходе в «драму», решил перейти.

- И вот уже четверть века вы в Драматическом театре. Вы считаете себя мэтром?

- Нет, не считаю. Я – актер, драматический актер. Я играю, и при этом продолжаю учиться. Если есть возможность съездить в командировку или на курсы повышения, то хожу по театрам и заряжаюсь! Общаюсь со студентами, преподаю, и учусь у них! Потому что актер должен постоянно доказывать на площадке, что он именно актер.

- За спиной – десятки ролей, творческий «бэкграунд» другим на зависть, звание «заслуженного»… А есть высота, которую еще только хочется покорить?

- Есть. Давно хочу сыграть шекспировского короля Лира. Пока несбыточная мечта. Я ведь отец троих детей. Хотя и от разных браков, но со всеми у меня хорошие отношения. Поэтому очень тонко осознаю это сложное отцовское чувство. Я бы, наверное, смог раскрыть драматизм образа Лира, его диалоги с дочерями, придать какую-то личностную окраску классической роли. К сожалению, это только мечта.


- Если же брать уже воплощенные роли на драматической площадке… Есть любимые?

- Безусловно. Тевье-молочник из «Поминальной молитвы», Сосед из «Очень простой истории», Маркиз в «Хозяйке гостиницы», Франсуа в «Ужине с дураком», Дедушка в «Ганди молчал по субботам». Еще зрителю очень нравится мое исполнение роли князя в «Хануме», всегда полный зал.

- А кино? У вас же и этот опыт имеется? Здесь есть куда расти?

- Да, и «День выборов-2», и сериал «Хозяйка тайги. Дельта», шесть серий, в которых я играл бандита. И даже у Александра Абдулова в «Гиперболоиде инженера Гарина» снимался, жаль, что этот фильм остался незаконченным. Еще у польского режиссера Ежи Кавалеровичасыграл в эпизоде, в фильме «За что?». Фильм, кстати, демонстрировался на Каннском фестивале. Правда, меня там не узнать.

А сейчас тоже бывают, что, вроде отбирают, но конкретных предложений нет. Хотя я отношусь к этому очень спокойно, без особых ожиданий. Я никогда не ставил перед собой цели бегать по московским кастингам, чтобы попасть на экран. Кому-то необходимо быть здесь, в провинции. Как сказал мой коллега и друг, народный артист Сергей Степанченко: «На провинциальных актерах и держится культура».


- Самоотдача, вызывающая уважение. Но все же, Астрахань – не самый театральный город в мире. К сожалению. В том же самом Драматическом, ранее он назывался Зимним, был случай, лет так 140 назад, когда на премьеру спектакля «На саранчу» не было продано не одного билета. Что вы чувствуете, когда выходите на сцену, а в зале… полно пустых мест?

- Бывает и такое. Да, это обидно. Мы даже шутим, что на сцене больше народу, чем в зале. Но нас так учили, и я до сих пор убежден, что, человек, который заплатил деньги и пришел в театр, он ни в чем не виноват. Он должен получить удовольствие от просмотра. Неважно, сколько народу сидит в зале.

Конечно, актер нуждается в зрителе. Нуждается в зрительской поддержке. Ведь еще Сергей Гиппиус говорил нам, студентам: «Зачем вы пришли в театр? Вы пришли за славой! Но за хорошей славой!».


- А в чем проявляются зрительская поддержка и слава? Вас узнают на улице? Лезут с признаниями?

- Да, конечно, узнают. Порой просто здороваются, а иногда…Вот как-то в «Ленте» стоим с семьей, жена, сын, и тут вылетает какая-то дама и кричит: «О, это мой любимый актер!». Потом, понимая, что рядом супруга, извиняется. Или идут по улице две бабушки, подходят и спрашивают: «А вы нас не узнаете?». Говорю: «Нет». «А, ну, конечно, вы ведь на сцене, а мы в зале!». Был случай, когда пришлось менять колесо на трассе. Остановился мужик, начал помогать, ну, как говорит, не помочь такому артисту?

Еще часто дарят кофе, зная о моем пристрастии. Самые разные сорта. У меня и турка подарочная есть и даже кофемашина – подарок друга.

- При этом нельзя не упомянуть и официальную степень признания заслуженный артист Российской федерации. Таковых в Астрахани немного. А народного нет в планах?

- Да, заслуженный уже есть, а на народного (смеется) пока не выдвигают!


Меж тем сегодня, 13 февраля, заслуженному (пока!) артисту РФ Валерию Штепину исполняется 65 лет! Редакция ПУНКТ-А поздравляет юбиляра и верит, что звание «Народного артиста» не за горами. И его получить будет легче, нежели сдать экзамен по греческим мифам, с вопросами про цвета одеяний бога Гермеса.

С юбиляром общался Сергей Синюков





Другие новости