10-02-2024
Ведущий рубрики - Сергей Синюков
В Астрахани начался февраль, и он всегда начинался в это время со времен сотворения здесь Астрахани. Открываем наугад очередную подшивку газет и смотрим – как Астрахань проживала эту неделю. Сегодня интересуемся первой неделей последнего месяца зимы в 1903 году.
Лед растаял. Пора в Саратов
Зима в тот год выдалась «гнилой». Пресса так об этом прямо и писала. Лед на Волге начал таять, а народу надо было как-то перебираться на Форпост. Поэтому быстренько организовали переправу между пристанью товарищества братьев Нобель и Эллингом, там ходил пароход-ледорез, а с 30 января к перевозкам подключился и пароход «Матильда».
Купцы тем временем решили раньше открывать навигацию, время-деньги.
Газеты сообщали: «В предстоящую навигацию в районе между Саратовом и Астраханью ожидается горячая схватка. Купцы большой и малой линии энергично готовятся к кампании. По словам «Саратовского листка» образуется маленькое пароходное предприятие, предполагающее открыть ежедневное сообщение между Саратовом и Астраханью. У новых предпринимателей имеются теперь четыре парохода, а для ежедневных отправлений необходимо 7. Из-за недостающих пароходов уже возгорелась борьба».
Пассажиров было предостаточно. А пароходы решили арендовать в Казани и Нижнем Новгороде.
Проблемы? Молчи!
Но пока купцы планировали доходы, ловцы (сейчас их называют промысловыми рыбаками) подсчитывали убытки. Зимняя путина оказалась очень неудачной. Было много случаев относа и развода льда. Пропадали орудия лова, которые стоили хороших денег. Убыток на каждую семью вышел по 600-900 рублей. Добавил ущерба и тюлень, который повадился посещать ловецкие порядки и выедать там белорыбицу.
Финансово пострадали ловцы Джамбая, Марфино, Могоя, Разина, Красного, Цветного, Тишково, а также Ганюшкино. Но еще хуже, что случились относы самих ловцов, и те оказывались на буграх «обрезные», то есть лишенные продовольствия и теплой одежды. Несколько человек, несмотря на туманы, спасли коллеги из Цветного. Промышленники спасательных операций не проводили.
О подобных проблемах вообще мало сообщали. А газеты объясняли это так: «Ловецкое население о своих бедах старается говорить как можно меньше, и охотно уменьшает цифру своих убытков. Причина заключается в боязни ловцов, как бы начальство не проведало, что они терпят большие убытки и бывают случаи гибели самих ловцов, а проведавши о том, как-бы не воспретило зимнее рыболовство, как воспрещен зимний бой тюленя, а чтобы не упустить тяжелый и опасный, но все же годами прибыльный промысел, ловцы молчат о своих невзгодах».
Пьянству – бой. В смысле - чай
Важным (без дураков!) событием рассматриваемой недели было заседание общества трезвенников. Причем, «Астраханский листок», опубликовавший корреспонденцию об этом, поставил заголовок «У «трезвенников». Почему «трезвенники» закавычены – теперь уже сложно понять. Может, намек какой?
На заседание явились 48 человек из 119 членов. Но на кворум тогда плевать хотели, поэтому совершенно на трезвую голову обсудили ряд концептуальных вопросов, главным из которых стал отчет председательствующего г-на Голландского за прошедший 1902 год.
«В течение отчетного года было отпущено из чайной общества около 144 тысяч порций чая, были прочитаны 42 лекции с демонстрацией туманных картин, на которых присутствовало 700 человек, было устроено 18 литературных и 30 танцевальных вечеров».
Отчет благосклонно приняли. Видимо, танцы с литературой, не говоря уж о бесплатном чае, действительно являлись мощным профилактическим средством супротив пьянства. Любопытно, а что демонстрировали «туманные картины»?
О вреде «рыбных кладбищ»
Обсуждались и экологические проблемы, хотя такого слова еще не знали. Енотаевский уездный съезд (это судебная инстанция) обратился к мировому судье 4-го участка Казани с просьбой о допросе в качестве свидетеля профессора гигиены М.Я. Капустина по делу о зарытии в землю огромных объемов (тысячи тонн!) рыбы в Красноярском уезде. Совершили сие летом 1899 года астраханские купцы, отец и сын Беззубиковы – богатейшие люди города.
Образовались чуть прикрытые землей зловонные ямы. У жителей тех мест возникло опасение, что почва, вода и воздух могут быть отравлены продуктами гниения. Профессор Капустин признал, что: «Дурной запах был так силен, что вызывал тошноту и рвоту, но дурной запах и заражение органическими веществами научно не равнозначно и смешивается лишь в разговорном языке. Лабораторным способом исследований проведено не было, поэтому он не имеет данных для утверждения о возможном общественном вреде».
Так что, если страшно воняет – это еще не общественный вред. Мало ли где что воняет, что же теперь всех купцов наказывать? Меж тем, это был один из самых громких скандалов того времени. Зловонных ям обнаружили почти 150, в них тухли миллионы рыбин, и это привело в шок комиссию Управления рыбными и тюленьими промыслами. О «рыбных кладбищах в Астрахани» писали даже в петербургской прессе. А Беззубиковы все же были оштрафованы, наказаны и дурно прославлены на всю Россию. Разбирательства длились несколько лет. Хотя, в городе кое-где говорили, что Беззубиковых «заказали конкуренты».
Камнем в лоб. Но – не в тот
И непременнейшим образом следует упомянуть криминальную хронику, поскольку не все астраханцы жили праведно и благопристойно. На неделе рассказывали о таком случае. Некий работник сапожной мастерской, мещанин Мелентьев был уволен с работы. Через неделю он явился к хозяину Тимонову за зарплатой. То отчего-то показал ему кукиш, мотивируя тем, что ничего не должен. Далее – трагедия.
«Будучи этим раздражен, Мелентьев по выходе на улицу, схватил камень и бросил по направлению Тимонова, но промахнулся. Промахнулся и второй раз, в третий же раз камнем попал в выходившую из ворот дома с мужем Агриппину Баринову. Удар был настолько силен, что Баринова упала на землю, получив пролом черепной кости».
В итоге Баринова умерла, камнеметатель оказался на скамье подсудимых, только хозяин сапожной остался при своих. Интересно, что наказание было не самым строгим, учитывая признание вины. За нанесение смерти по неосторожности сапожник Мелентьев получил четыре месяца тюрьмы с преданием церковному покаянию.
Фото с сайтов: maina.club, museum-taldom.mo.muzkult.ru, russiainphoto.ru