Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Записки астраханского натуралиста. Надежда для животных, попавших в беду

14-01-2024

Ведущий рубрики – Владимир Паньков.

Мы уже делали интервью с Алиной Ериной - основателем замечательного приюта «Птичий остров», который расположен в Волгограде, но спасает раненых животных в том числе и из Астраханской области. Сегодня нашим собеседником станет Надежда Плещенко, волонтер и зоозащитник из Астрахани. Она также помогает вернуть в природу потерявшихся птенцов, раненых взрослых птиц и других животных. А тех, кому не может помочь на месте, направляет в приют «Птичий остров». В конце прошлого года мы вместе выпускали в природу норку, которую поймали в ловушку хозяева курятника, об этом случае тогда написали практически все астраханские СМИ.


- Надежда, как я понимаю, через ваши руки прошли уже десятки пострадавших животных, в основном птиц. А какие виды к вам попадают чаще всего, и почему?

- Вот в прошлом году ко мне чаще всего попадали соколиные, в основном молодые совсем чеглоки, а также было много сов. Еще было 3 или 4 орлана-белохвоста, которых я отправила в приют «Птичий остров». Один из орланов был полностью здоров, но его вырастили люди, и уже взрослого выкинули. Вернуться в природу он уже никогда не сможет, он к ней не приспособлен, и останется жить в приюте, в вольере.

Что касается характера травм, то только одна сова получила рану на дороге, ее сбила машина. Но этот домовый сыч очень серьезно пострадал, и он попал только через несколько дней ко мне. Спасти его не удалось. Еще одна птица получила травму, столкнувшись с препятствием в полете. Все остальные, около 15 птиц, были подстрелены охотниками. Причем и орлан-белохвост, и кобчик, например, занесены в Красную книгу, но их раны были явно вызваны выстрелами.

Также было много молодых птиц, их в итоге удалось выпустить обратно в природу. В одном случае люди подобрали птенца совы, серой неясыти, он еще не мог летать, но его родители за ним, конечно, приглядывали. Однако люди почему-то решили, что этот совенок будет хорошей игрушкой для их ребенка, и их пришлось долго уговаривать, объяснять, что неясыть вырастет большой и опасной, прежде чем они ее отдали. В итоге ее направили специалисту по реабилитации в Москве, который подготовил сову к самостоятельной жизни в диких условиях.

 Стриж, с которого все началось

- А с чего вообще все началось? Вы же не профессиональный ветеринар, почему вы вообще стали помогать птицам и зверям?

- Да, я работаю психологом в образовательном учреждении, уже давно. К птицам не имела никогда никакого отношения, пока случайно не нашла молодого стрижа. Я в тот момент, конечно, не знала, что это за птенец. Тогда я по интернету познакомилась с волонтерами, которые спасают стрижей, они сами называют себя стрижеспасами. И вот настолько этот первый стриж, которого я выкормила самостоятельно, втянул меня в птичью тему, что ко мне начали обращаться люди, которые тоже находили тех или иных птиц. Теперь я могу давать вполне профессиональные советы, потому что опыт уже накоплен значительный, я выхаживала птенцов многих видов.

 Каждый год приходится спасать десятки птенцов стрижей

- Я знаю, что у вас раньше была фобия по отношению к насекомым и паукообразным, которую вам пришлось преодолеть.

- Меня когда-то жалил шершень, это очень крупная оса, и кусал паук. После этого у меня был не просто страх, а настоящая фобия всех насекомых и пауков. Но когда ко мне в руки попал первый стриж, его надо было кормить сверчками, он съедает около 100 насекомых в день, все эти фобии прошли сами собой. Я даже дома разводила сверчков сама, чтобы у птицы был свежий корм.

 Если птица лежит на спине, как этот кобчик, она явно нуждается в помощи

- Как часто к вам поступают звонки с просьбой помочь животному? Есть ли какая-то сезонная закономерность?

- Чаще всего ко мне обращаются весной и осенью, когда подрастают птенцы. Когда они выбираются из гнезд, их часто замечают люди и, как они думают, спасают. Здесь, конечно, нужно вести разъяснительную работу о том, что не всегда встреченную птицу надо забирать. Мне очень часто приносят слетков, их можно тут же вернуть родителям, но если прошло немного времени. Если птенец уже несколько дней просидел в клетке, коробке, то в дикую природу он уже вернуться не может. Выкормить птенца и подготовить к самостоятельной жизни – это очень сложно и очень дорого. Ведь нужно чтобы он снова одичал и научился охотиться… Но весной бывали дни, когда нам по 4-5 птенцов привозили.

 Птенцов соколов, таких как чеглок, пустельга, кобчик, специалисты могут подготовить к возвращению в природу

- Да, в нашей рубрике каждый год выходит статья про то, что слетков не нужно забирать из природы. Но можно ли вообще вернуть раненую птицу или зверя обратно в природу? Смогут ли они снова летать, самостоятельно кормиться, приносить потомство?

- Все зависит от характера и сложности травмы, и насколько быстро люди обращаются к специалистам. Если птицу со сломанным крылом оперативно доставить в волгоградский приют, ей делают операцию по установке спицы в ветеринарной клинике доктора Чулковой, и у них уже было много примеров, когда крыло удавалось сохранить, и птица после реабилитации возвращалась в природу. Но если время потеряно, птица несколько дней находится в руках непрофессионалов, которые не могут ей обработать раны, то это в лучшем случае ампутация и птица всю оставшуюся жизнь живет в вольере.

Кстати вот эти «невыпускные» птицы, часто без одного крыла, становятся хорошим наставниками для подрастающих птенцов. Они учат, что человека надо бояться, даже какие-то охотничьи навыки помогают осваивать, вольеры в приюте достаточно большие.

Всего Алина Ерина, руководитель приюта «Птичий остров», за прошлый год выпустила обратно в природу около 70 птиц, в том числе и тех, кого ей привезли из Астраханской области. Все они получают кольца, которые помогают отследить их дальнейшую судьбу, и чаще всего они ведут полноценную жизнь еще долгое время, мигрируют на юг с сородичами. В основном это птицы, которые попали к людям молодыми, либо с незначительными травмами.


Совы довольно часто попадают в приют «Птичий остров»

- Какие из прошедших через ваши руки, или живших у вас дома животных запомнились вам больше всего?

- Я очень хорошо помню свою самую первую птицу, стрижа. К сожалению, я нашла его совсем маленьким, и тогда опыта у меня было мало, кормила я его не правильно, и он не смог уже летать. Он прожил со мной после этого три с половиной года.

Также мне очень запомнился кобчик. Его подстрелили, он потерял крыло, и в природу уже не вернется, но когда я его отправляла в приют, у него были такие проникновенные, грустные глаза… Я живу в квартире, и у меня нет возможности поставить вольер, который ему нужен. Но очень надеюсь, что переберусь со временем в частный дом и тогда я заберу этого кобчика из приюта.

Еще очень запомнилась золотистая щурка, совсем небольшая птица, но какая же она была контактная, добрая, умная, понимающая… С каждым моим домочадцем она смогла найти контакт. Но, к сожалению, долго она не прожила. До сих пор мы ощущаем боль от ее потери.

А вообще каждая птица, которую ты берешь домой и пытаешься ей помочь, она оставляет свой след в сердце. Что меня поражает в диких животных – насколько они готовы принимать помощь, терпеть уколы… Они все понимают, все чувствуют. Меня удивляет, насколько они разумны.

 Та самая золотистая щурка

- Вы много общаетесь с Алиной Ериной, можно сказать, являетесь представителем приюта «Птичий остров» в Астраханской области. Как астраханцы могут помочь Алине, раз уж в нашем регионе подобных приютов нет?

- Я призываю вех неравнодушных подписываться на паблик «Птичий остров» в соцсети ВК (https://vk.com/ptichijostrow), там все расписано. Можно перевести какую-то финансовую помощь приюту, можно стать попечителем для той или иной птицы, или зверя. Ей всегда нужны стройматериалы, для новых вольеров, медикаменты для раненых птиц, корм можно для птиц купить в зоомагазине. Часто требуется помощь с транспортировкой животных, попавших в беду. Главное, чтобы было желание помочь.





Другие новости