Путь ректора АГТУ Юрия Пименова к президентскому креслу (репортаж с нового заседания Ученого совета)
12-10-2013
АСТРАХАНЬ – НОВОСТИ – ПОЛИТИКА – АГТУ – Ю. ПИМЕНОВ
Ученый совет АГТУ решил, что выбирать президента будут на БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОЙ основе. И правильно. Чего мудрить? Победитель-то все равно известен.
Щедроты президентской жизни: бесплатные библиотеки и ЭВМ
День отставки Юрия Пименова с должности ректора АГТУ, неминуемо приближается. И план по созданию «золотого парашюта» продвигается форсированными темпами. 10 октября в университете состоялось очередное заседание ученого совета, на котором было принято «Положение о президенте АГТУ».
Презентацию документа для ученой общественности вуза провел председатель Комиссии по разработке данного Положения – главный помощник ректора Николай Дербенев. Он рассказал, что текст был создан в соответствии с лучшими образцами жанра и удовлетворяет всем мыслимым и немыслимым требованиям закона – настолько, что проект положения был опубликован на сайте АГТУ для всеобщего ознакомления.
Впрочем, члены ученого совета усомнились в безупречности документа и над некоторыми его положениями изрядно повеселились. Так, заметное оживление вызвал пункт 3.4., согласно которому у президента вуза есть «право бесплатно пользоваться библиотеками и услугами вычислительных центров» – то есть, теми самыми ЭВМ размером с комнату, которые были в ходу до изобретения персональных компьютеров.
– Ну, ей-богу, смешно, – заметила из зала профессор Елена Карлина.
С ней согласился первый проректор Олег Проталинский:
– Не стоило такое выставлять на университетский портал…
Составители документа спорить не стали и согласились убрать абзац, чтобы никого не смущать такими атавизмами.
Безальтернативность
Однако гораздо более принципиальный спор разгорелся из-за другого пункта – №2.4. – который звучит так:
«2.4. Решение о выдвижении кандидатуры на должность президента принимается Ученым советом НА БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОЙ ОСНОВЕ при кворуме не менее 2/3 голосов от общего числа членов Ученого совета открытым голосованием простым большинством голосов»
Тему поднял первый проректор Олег Проталинский:
– Как будет работать алгоритм БЕЗАЛЬТЕРНАТИВНОГО выдвижения кандидатов? Тут в совете будем выбирать предложения или напрямую они будут выбираться? В тексте это не прописано.
Проректора поддержал доктор технических наук Михаил Покусаев:
– «Безальтернативное выдвижение» – это значит, что будем рассматривать только одного кандидата? Кто первый руку поднял, тот и молодец?
Ответственный за текст Николай Дербенев вынужден был пуститься в пространные разъяснения:
– Ну, может быть в редакции пункта 2.4 три слова лишние – «на безальтернативной основе». Как, я себе полагаю, будет проходить выдвижение: положение примем; потом на каком-то совете будет объявлено в повестке об избрании. И на этом совете членами совета выдвигаются кандидатуры. Ну, на должность президента ведь не всякий выдвинуться может, моря кандидатур не должно быть? Ну, одна, две, ну три – максимум. Иначе если больше будет, то мы ведь стенограмму совета должны в ФАР отправлять – нас не поймут, скажут: «У вас что, все тут президенты?»
В зале раздался смех. Не засмеялся только Михаил Покусаев, который напомнил:
– А ведь на должность президента могут претендовать многие – даже если брать среди членов ученого совета. Это и Пименов, и Кагаков, и проректора, и деканы…
Впрочем, по этому пункту никто спорить не стал. Какой смысл?
Бег впереди телеги
Тем не менее, такое невнимание не умерило желания Михаила Покусаева узнать дополнительные подробности о новом Положении. Он спросил у Юрия Пименова:
– В прошлом месяце мы с вами отправили ходатайство нашим учредителям – Федеальному агентсту по рыболовству (ФАР) – с просьбой согласовать введение новой должности президента вуза. И я хочу спросить: а ответ на это ходатайство уже есть? Дает ли ФАР добро на введение должности президента в штатное расписание вуза?
Юрий Пименов ответил уклончиво:
– Этот вопрос при принятии положения совершенно не требуется.
– Так есть ответ от ФАР или нет?
– Я и отвечаю: он не требуется сегодня, – раздраженно ответил ректор и сразу попытался перейти к голосованию. Он обратился к залу: – Вопросов больше нет? Кто за то, чтобы принять Положение?
Впрочем, Михаила Покусаева сбить с курса таким маневром было трудно. Он попросил не торопиться с голосованием и взял слово:
– Насколько я понимаю, никакого решения ФАР нет. Поэтому у меня возникает логичный вопрос: если нам еще не поступало разрешения вводить должность президента – тогда зачем мы принимаем положение о правилах его избрания и работы? Мы что, впереди телеги бежим? Мое предложение: не рассматривать сегодня этот вопрос.
Юрий Тимофеевич спорить не стал:
– Я понял. Поставлю этот вопрос на голосование (как показало время, Юрий Тимофеевич позже про это свое обещание забыл).
«Будет ли президент заниматься проблемами вуза?» – «Нет, не будет»
Тем временем д.т.н. Покусаев продолжил задавать ректору вопросы по существу:
– В тексте положения не прописано конкретно, чем же все-таки будет заниматься президент. В других вузах, где есть такая должность, в положениях о президенте многие вещи прописаны четче. А у нас не понятно. А ведь в вузе много проблем: например, зарплаты – 6000 у ассистента и так далее…
– Михаил Николаевич, не надо о проблемах, говорите о Положении.
– Я и говорю: будет ли наш президент заниматься проблемами вуза?
– Не будет!, – в сердцах бросил ректор.
…
Чуть позже Юрий Пименов вернулся к вопросу о президентских обязанностях:
– Вы не беспокойтесь, все подробности будут написаны в трудовом договоре, – пояснил он. – Там будет написано, что я конкретно должен буду делать.
Судя по использованному местоимению, Юрий Тимофеевич даже мысли не допускает о том, что президентом может стать кто-то другой…
И снова о зарплатах…
Затем М. Покусаев снова вернулся к одной из тяжелых вузовских проблем:
– Еще у меня вопрос по заработной плате президента. Какая она будет? На мой взгляд, она должна быть связана с величиной средней зарплаты по вузу. Чтобы президент был заинтересован в росте зарплаты не только своей, но и сотрудников.
Юрий Пименов высказался на эту тему неожиданно определенно:
– Зарплата и ректора и проректоров отходит от средней зарплаты по вузу. Ее умножают на 3-5 раз. На этот счет есть постановление – не просто так же ректор зарплаты назначает. Кстати, повышение зарплат с 1 октября полностью соответствует духу реформ, которые проводятся в отрасли образования. Согласно требованиям, зарплаты должны были вырасти на 5,5%. Мы преодолели этот показатель.
В 2012 году средний ежемесячный доход Юрия Тимофеевича составил 306 тысяч в месяц, в 2010 году – около 460 тысяч рублей в месяц. Если сопоставить эти цифры с тезисом, что «зарплата ректора = средняя зарплата * 5», то можно прийти к весьма любопытным выводам.
Впрочем, нам ли учить преподавателей технического вуза арифметике?
Тайна голосования
Наконец, спор зашел о демократии. Михаил Покусаев вернулся к тезису о «безальтернативности», который встречается в «Положении о президенте» два раза – в упомянутом пункте 2.4. и в пункте 2.7 (описывающем, собственно, выборы президента).
– Вся страна, все парламентские органы формируются на альтернативной основе. Партия «ЕР» твердит о конкурентной борьбе даже в своих рядах. А мы с вами безальтернативные выборы собрались проводить. Это что, два фильтра специальные? Зачем это нужно?
Ответить на этот вопрос Юрий Тимофеевич не счел нужным. Тогда М. Покусаев продолжил уже в более конкретном ключе:
– Обратите внимание на бюллетень для голосования. Предлагается такая форма: если согласен с кандидатурой, не делаешь пометок; если не согласен – надо перечеркнуть. А чтобы перечеркнуть, надо обязательно взять ручку! И сразу всем понятно, кто как проголосовал: потянулся в карман за ручкой – значит, вычеркивает. Какая уж тут тайна голосования? Давайте делать нормальный бюллетень – чтобы в любом случае надо было проставить отметку: либо «да», либо «нет»…
... Предлагается форма бюллетеня: если согласен с кандидатурой, не делаешь пометок; если не согласен – надо перечеркнуть. И сразу всем понятно, кто как проголосовал: потянулся в карман за ручкой – значит, вычеркивает ...
Тут ректор спорить не стал:
– Бюллетень можно изменить.
На этом прения были завершены и Юрий Пименов оперативно провел голосование. За принятие «Положения о президенте» проголосовало 44 человека, против – ни одного, воздержался один человек.
P.s.:
Демократические ценности и «фига в кармане»
К слову, на этом спор о демократии на ученом совете отнюдь не завершился. Покончив с вопросом о президентстве совет перешел к обсуждению грядущих выборов ректора. Так как это отдельный вопрос, то подробностей дискуссии мы здесь приводить не будем. Нам показались любопытными лишь два эпизод.
Первый инцидент случился, когда проректор АГТУ Олег Мирославович Проталинский выступил с необычным предложением: проводить голосование по отбору кандидатов в ректоры ТАЙНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ. Он сказал:
– Традиционно у нас было выдвижение открытым голосованием. Но я предлагаю – закрытым. Это позволит сделать процесс информативным: кандидату сразу становится понятно, насколько он пользуется популярностью, есть возможность при низкой поддержке заранее снять свою кандидатуру.
– Но ведь этого всего можно добиться и открытым голосованием, – искренне удивился Пименов.
Разгорелась дискуссия. Проталинского поддержал Покусаев и многие другие присутствующие. Тем не менее, Пименов настаивал на открытом варианте:
– Везде, во всех положениях других вузов, я видел только открытое голосование…
– А чего мы боимся?, – переспросил Проталинский.
– Ничего не боимся, – вскинулся Пименов. – Но надо поступить разумно. Тайное голосование это одно – это голосование «с фигой в кармане». При открытом голосовании, если ты против кандидата, то вставай и говори – «я против». А у нас никак духа не хватает встать и открыто сказать…
Ю. Пименов: "Тайное голосование это одно – это голосование «с фигой в кармане».
Тем не менее, в итоге Ученый совет выступил подавляющим большинством именно за «фигу в кармане». Против идеи Олега Мирославовича поднял руку только сам Ю. Пименов (депутат Облдумы, избранный тайным голосованием).
Что любопытно, сам Юрий Тимофеевич явно сам не чурается этой самой «фиги», против которой столь энергично выступал. Иначекак еще можно трактовать тот факт, что перед входом в зал заседания Ученого совета была выставлена охрана с четкой инструкцией – «впускать только по спискам» и «тех, кто выходит, запоминать в лицо и обратно пускать только их»… А ведь еще месяц назад заседания Совета были открытыми для всех желающих, в том числе для журналистов.
... перед входом в зал заседания была выставлена охрана с инструкцией – «впускать только по спискам» и «тех, кто выходит, запоминать в лицо» …
Особенно забавно воззвание про «фигу» смотрится на фоне последующей дискуссии с Михаилом Покусаевым, который предложил на выборах ректора организовать видеофиксацию, как на настоящих выборах:
– Вы же депутат, Юрий Тимофеевич! Вы же знаете, как это… Сделаем максимально демократично.
Однако у Ю. Пименова оказалась весьма бурная реакция на идею (которую в свое время поддержал В. Путин):
– Депутаты это одно! ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ГРЯЗЬ… Сюда ГРЯЗЬ ЭТУ не надо нести. Зачем это видео? Чтобы потом его распространять? Продавать за какие-то рубли? Я категорически против видеопленок здесь!
В итоге предложение о видеокамерах на выборах ректора не прошло.