10-06-2023
Еще лет 30 назад о нем много рассказывали в школах и вузах. Потому «рыцари революции» вышли из тренда, и о нем забыли. А он был именно рыцарем революции астраханского разлива. Пламенным большевиком, верным ленинцем, который, даже умирая в лагере, не предал своих убеждений. Сегодня герой нашей рубрики — Мина Львович Аристов.
Лихой казак
Мина Львович Аристов родился 11 ноября 1887 года на хуторе Бугрик (Забузанный) Красноярской станицы Астраханского казачьего войска в зажиточной семье старшего урядника Льва Константиновича Аристова. Так о нем сказано в «Вестнике Астраханского казачьего войска. Предок его, московский стрелец, был когда-то сослан в наши края за бунт против царя Петра. Может, бунтарская кровь и определила биографию Мины?
Отец служил атаманом Красноярской станицы, имел ордена и медали и чин коллежского регистратора. И сыну пристало идти по казацкой линии. Хотя, по окончании гимназии Мина Аристов едет в Киев и поступает на юридический факультет университета. Причем, уже с репутацией «смутьяна» - он еще в гимназии вступил в ряды РСДРП. Но в декабре 1907 года Аристова исключают из университета за участие в студенческих беспорядках и высылают… обратно в Астрахань.
Ну, раз не сложилось со студенчеством — так служи! Зачисляют Мину в 1-й Астраханский казачий полк. А потом направляют в Оренбургское казачье юнкерское училище. После окончания которого Мина Львович снова возвращается в родное войско, где служит четыре года, до самой «империалистической».
С 1914 года — на войне. Подъесаул Аристов командует сотней во 2-м, а затем в 1-м Астраханских казачьих полках. Но и здесь проявляет вольнодумство. К 1917 году в стране всё уже готово к революции. Формируются Советы — новая форма будущей власти. В апреле 1917г. Мина Аристов избирается делегатом на 1-й Съезд Солдатских, Рабочих, Крестьянских и Казачьих депутатов от Туркестанской дивизии, который состоялся в г. Минске. По списку социал-демократов прошел в президиум Съезда, а затем в Исполком Совета Западного фронта. С разрешения исполкома он покидает фронт и отправляется на малую родину готовить Астрахань к новой жизни.
С шашкой и красным знаменем
В ноябре случается та самая революция, о необходимости которой долго говорили большевики. И Мина Аристов к ней готов. Он избран председателем Астраханского Военно-революционного комитета и командиром 156-го полка — единственного воинского формирования, которое находилось в Астрахани. А позже назначен первым военным комиссаром, председателем Военного совета Астраханского края и членом губернского комитета РКП(б). Теперь, он — не просто представитель новой власти. Он — ее опора.
Наступает один из самых кровавых эпизодов Астраханской истории — январь 1918 года. Начинается бойня между красными и белыми. Аристов командует революционными силами, формирует отряды, руководит обороной Кремля, лично участвует в штыковых атаках. Утверждается, что это он принял решение о сожжении зданий в центре города, дабы не дать белогвардейцам здесь укрепиться. Подвиг, конечно, спорный, но и время непростое. К тому же, Красная гвардия была организована и вооружена гораздо хуже противника. И спасли ситуацию только партизаны с городских окраин, ударившие белым с тыла.
А далее, как указывается в сборнике «Улицы хранят их имена»: «С весны 1918 года, на протяжении - многих месяцев, он ведет борьбу с дагестанской и гурьевской контрреволюцией, в районе Лагани дерется с частями генерала Драценко, подавляет кулацкие восстания в селах Астраханской губернии, под Черным Яром и Царевом бьется с полчищами генерала Мамонтова». То есть, если нужен образ настоящего рыцаря революции — это Аристов.
Между прочим, именно Аристов остановил в Астрахани беспредел палача Атарбекова, развернувшего в городе и губернии политику откровенного террора, массовых убийств и грабежей, и пытался спасти невинно арестованных людей. Он окружил и арестовал сотрудников Особого отдела. В итоге благодаря Аристову Атарбекова все же отозвали в Москву.
Взяток не брал
К мирной жизни Мина Львович возвращается уже после окончательной победы Советской власти, в 1921 году. Раненный, с переломанными ногами и подорванным здоровьем. Он занимается кооперацией, а в 1925 году его избирают на ответственный пост председателя губернского исполнительного комитета. По тем временам — уровень нынешнего губернатора. Одновременно Аристов избирается членом Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК). То есть входит в управленческую элиту страны, заседает вместе с Калининым.
Это время НЭПа. Хозяйство с трудом восстанавливают, Аристов сутками пропадает на работе. Тем временем, нэпманы потихоньку начинают «подъезжать» к ответственному товарищу. Его пытаются подкупить взятками, а супругу — каракулевым манто! Но Мина Львович славится своей неподкупностью и принципиальностью, работает только в рамках социалистической законности. И пользуется в городе настоящий авторитетом.
Карьера старого большевика продолжает поступательное развитие, когда его переводят в Москву. Заведующий организационного отдела «Всекомпромбырсоюза», начальник экспортного сектора «Союзминералтруд», заместитель директора Оленеводтреста, заместитель директора Научно-исследовательского института рыбодобывающей промышленности. Крепкий хозяйственник, опытный руководитель, верный ленинец.
В 1935 году по болезни Аристов уходит на пенсию. Для многих старых большевиков это было вынужденной необходимостью. А далее… Наступает время «Большого террора». И Аристов пишет открытое письмо руководству ВКП(б) и лично И.В. Сталину, в котором обвиняет его в том, что уничтожаются проверенные кадры партии.
В 1937 году Мина Львович Аристов был арестован и приговорён к пяти годам лишения свободы. Отбыл срок почти до конца, и… умер в 1942 году в Воркуте, в исправительно-трудовом лагере. Перед самой смертью написал своей сестре: «Передавай всем моим племянникам и племянницам, чтобы они были преданы коммунизму, ибо только он дает полное освобождение человеку от зла и гнета…».
В 1956 году Аристов был реабилитирован одним из первых в стране. Сегодня память о нем отражена в названии одной из астраханских улиц.