23-05-2023
Послезавтра, 25 мая, в астраханском ресторане «Поплавок» выступит рок-группа «Обе-Рек» и ее лидер Денис Михайлов. Это не простой концерт – все вырученные деньги пойдут в фонд маленькой астраханки Алисы Кочетковой – девочки со СМА.
Накануне концерта ПУНКТ-А беседует с Денисом Михайловым о музыке и популярности, о беде и помощи, о совести и глубине человеческой души. Да много о чем, ведь Денис – не только музыкант, но и профессиональный философ.
- Как мир философа (вы же семь лет преподавали философию в университете) сосуществует с миром рок-музыки? Нет ли в том противоречия, ведь философия – это неспешное и тщательное обдумывание сути бытия, приемлемость многообразия мнения и оттенков, а рок – бешеный ритм существования и стремление сделать любые понятия четкими и однозначными.
- Все очень просто, сначала я тщательно обдумываю и неспешно оформляю концепцию в голове. На создание того, что за три минуты пролетает на сцене в песне, уходит несколько дней или недель творческой работы.
- Как у вас складываются песни – легко или натужно (в одном из интервью вы сравнили создание песен с родами)? Какие свои песни безоговорочно включили в плейлист? А какие своей популярностью среди публики вызывают у вас удивление – вы не ожидали от них такого резонанса?
- Бывает, песня появляется за десять минут вместе с текстом и музыкой, а порой уходят месяцы на то, чтобы произведение дозрело. Программа концерта формируется исходя из моих личных предпочтений, кроме того, стараюсь включать проверенные временем боевички, актуальность которых подкреплена статистикой. Принципиально в трек-листе всегда четыре песни: Сердце, Золотая рыбка, Возвращайся и Ты. Эти вещи мне никогда не надоедают, они, как показывает практика, наиболее ожидаются публикой. Я как-то всегда чувствую, какие песни станут хитами, поэтому, как правило, не удивляюсь, если именно на них люди обращают особое внимание. Неожиданностей в этом вопросе не случается, правда, иногда кажется, что некоторые песни, на мой взгляд перспективные, остались без должного внимания.
- Так все-таки что означает название группы «Обе-Рек»?
- Обе-Рек – название, призванное отразить комплекс проблем, возникающих вокруг антропологической реальности. Единство двух измерений реки: поверхности и глубины – символическое выражение бинарности и полярности природы человека. Мы существуем в двух измерениях: с одной стороны, скользим по поверхности эмпирического существования и обыденности, выполняем социальные функции, носим маски и играем роли, с другой – имеем глубину философского осмысления бытия, религиозный и творческий опыт. Осознаем свою конечность и нравственное несовершенство через зов совести. В этом заключается глубина.
- Ваш стиль называют альтернативный рок, русский металл, поп-рок, даже ню-металл. Какой же термин более правильный для вашей музыки?
- Мне кажется, мы играем русский рок с элементами альтернативы. Откровенно говоря, заниматься стилистической идентификацией нам неинтересно. Пусть это делают при желании слушатели и музыкальные критики.
- Какой альбом наиболее полно раскрыл сущность группы и вашего творчества, а какой оставил чувство неудовлетворения (и почему)?
- Сущность раскрывается в существовании. Пока группа существует, сущность до конца не раскрыта. Каждая пластинка является важным паззлом в общем творческом полотне.
- Что вам ближе – студийная работа или выступления вживую? Часто ли на живом концерте хочется сработать импровизационно, а не исполнять композицию в одном и том же ключе десятки раз?
- Студийная работа и выступления на сцене – две стороны одной медали. Для нас одно немыслимо без другого. В студии больше работаешь головой, процесс растягивается на несколько лет. Песни вынашиваются, созревают, оформляются, обретают структуру и аранжировочное определение. На сцене все сжимается до полутора часов драйва и сердечности. Рационально-рефлексивный аспект уходит в тень, практически замирает, в живом выступлении есть что-то экстатическое.
- У вас было несколько совместных проектов – с Дарьей Ставрович, Дмитрием Соколом, Анатолием Царевым. Кто первым делал шаг навстречу – вы или другая сторона? Вы предпочитали быть лидером в таком тандеме или отдавали инициативу партнеру? Не было ли желания снова с кем-то из них поработать?
- В перечисленных вами случаях инициатива принадлежала мне. Но иногда предложения поступают от коллег по цеху. Если мы приглашаем кого-то спеть в нашем произведении, то всегда оставляем полную свободу самовыражения. В этом вся соль, чтобы другой артист по-своему, творчески, пропустив песню через себя, реализовал тот или иной фрагмент. Мы всегда открыты к сотрудничеству, правда, несколько отказов от желаемых музыкантов за свою жизнь получали. В данный момент имеем некоторые задумки совместных треков, но не все зависит от нашего желания.
- Знакомы ли вы уже с астраханской публикой?
- Конечно, очень хорошо знакомы. Мы выступали у вас на одном из городских фестивалей «Редкая жара». С сольной акустикой я приезжаю регулярно. У вас душевная публика, тепло встречают.
- Как узнали об Алисе Кочетковой и почему решили помочь девочке?
- В прошлом году в гримерке я узнал об Алисе от наших старых приятелей, которые живут в Астрахани. Они и рассказали нам об этой беде. Тогда же мы записали видео с призывом откликнуться всем неравнодушным. А в этот раз решили с помощью концерта призвать людей к добру и милосердию. Чудовищно то, что родители вынуждены собирать такие невероятные деньги для спасения жизней своих детей, заработать самостоятельно которые просто нереально. Я искренне желаю семье справиться с этой бедой и надеюсь хоть чем-то этому поспособствовать.
*************************
Рок-группа «Обе-Рек» была создана в Воронеже в 2003 году студентами Воронежского государственного университета. Лидер группы, он же автор слов и музыки Денис Михайлов окончил философский факультет, в 2007 году защитил кандидатскую диссертацию по вопросам политической мифологии, семь лет преподавал, пока не посвятил себя полностью музыке.
Алиса Кочеткова – двухлетняя астраханка с диагнозом СМА 1 типа. Получает от государства препарат спинраза, который приостанавливает течение болезни. Родители Алисы собирают деньги на самый дорогой в мире препарат золгенсма – тот, который может не просто приостановить болезнь, а вылечить ее, заменив «сломанный» ген на синтетический.