Человек из города А. Астраханец, создавший самолет для Сталина
13-05-2023
Людей, по фамилии которых в нашей стране называли самолеты, очень немного. Их много быть и не может. Читатель, наверняка, сразу вспомнит марки «Туполев» (Ту), «Яковлев» (Як) и «Ильюшин» (Ил). Меж тем, один из самых массовых самолетов советской эпохи носил фамилию нашего земляка. Астраханца Бориса Лисунова. Этот гражданский лайнер назывался Ли-2.
Сидели за партой Ли и Ил
Борис Павлович Лисунов родился 28 августа 1898 года в семье казачьего сотника Дурновской станицы (ныне село Рассвет Наримановского района Астраханской области). Его юность пришлась на пору становления советской власти, когда молодежь массово «заболевала» авиацией. Самолетов было мало, в основном, захваченные у Антанты военные «ньюпоры». А уж о гражданской авиации и говорить не приходилось.
Борис едет в Москву и поступает учиться в Военно-Воздушную академию, которую с отличием заканчивает в 1926 году. Интересно, что сидел он за одной партой с Сергеем Ильюшиным, будущим создателем «Ила». После академии они продолжат дружбу. Дружил Лисунов и с легендарным летчиком Валерием Чкаловым. В это время Борис Павлович трудился главным инженером на Харьковском авиазаводе.
К началу 30-х годов в СССР уже разработаны несколько моделей истребителей и бомбардировщиков. Молодежь целыми классами вступает в ОСОАВИАХИМ, газеты пестрят заголовками: «Трудовой народ! Строй воздушный флот!». А вот воздушного аппарата для массовой перевозки этого самого народа по-прежнему не хватает. За опытом решают обратиться в передовую по тем временам страну — США, где уже несколько лет производят и успешно продают популярный самолет «Дуглас».
Не хуже американского
В сентябре 1936 года небольшая делегация авиаспециалистов СССР во главе с Борисом Лисуновым выехала в город Санта-Моника, штат Калифорния, для ознакомления с производством, оборудованием и документацией нового пассажирского самолета «Дуглас» (ДС-3). Наиболее интересным и передовым в в этом проекте было изготовление деталей и сборка самолета с помощью плазовошаблонного метода, которого не было нигде раньше. Большая сложность состояла в системе перевода в чертежах всех размеров деталей с американских дюймов в метрическую систему, принятую в СССР. Также требовалась доработка к нашим климатическим условиям самого самолета и новых двигателей.
С работой справились успешно, и уже в конце 1938 года был собран первый советский лайнер, который получил обозначение ПС-84 (Пассажирский самолет завода №84). А Лисунов был назначен техническим директором этого авиазавода, расположенного в подмосковном городе Химки.
Самолет пошел « в серию» уже в 1939-ом. А в 1940-ом даже вышел на полярную линию. В 1941 году в небе летало уже более трех сотен ПС-84. Но тут началась война, и подмосковное производство пришлось приостановить. Завод перебазировали в тыловой Ташкент.
Ли для Сталина
Борис Лисунов возглавил перебазирование авиационного завода в столицу южной республики, где по его наброскам и чертежам холодной зимой 1942 года возводились новые цеха на территории бывшего полиграфического комбината. Причем станки запускали раньше, чем возводили стены. Уже через полгода из Ташкента пошли самолеты для фронта. Как писала пресса тогда еще советского Узбекистана, руководитель республики Усман Юсупов отважился сделать круг над Ташкентом на первом, собранном на заводе самолете ПС-84. Конечно, организация полета самолета и ответственность за безопасность руководителя республики легла на плечи Лисунова. И вскоре самолет переименовывают. По первым буквам фамилии главного конструктора и организатора производства он отныне будет называться Ли-2.
Самолет Ли-2 с его различными модификациями, проработанными под руководством Б.П. Лисунова, изготавливался на Ташкентском авиапредприятии вплоть до 1952 года. Всего в СССР были изготовлены около 5000 экземпляров, последний самолет был списан в 1972 году.
Ли-2 имели огромный запас прочности и отличались высочайшей надежностью. В военную пору самолеты с пассажирским салоном не выпускались, но была опытная партия для «особого случая». Речь идет о небольшой серии, специально изготовленной в Ташкенте в июне 1943 года для полета советской делегации в Тегеран. Один Ли-2 был переоборудован для полетов самого Сталина, который особо щепетильно относился к обеспечению своей безопасности.
Самолеты Ли-2 не только героически работали на фронтах, но и обеспечивали грузовые, санитарные и эвакуационные транспортировки. Так, в условиях ленинградской блокады эти воздушные машины перевезли через Ладогу под огнем вражеских зениток тысячи женщин, детей и раненных. В музее «Дороги жизни» во Всеволожске установлен памятник Ли-2. Кстати, подобные памятники есть и в других местах бывщего СССР, например, на Байконуре, куда самолет привозил первых космонавтов.
Увы, но Борис Лисунов прожил, хоть и яркую, но очень недолгую жизнь. К концу войны огромные перегрузки сказались на его здоровье, он перенес инфаркт. В феврале 1946 года Б.П. Лисунов был назначен на должность главного технолога 10-го Главного управления наркомата авиационной промышленности в Москве, но в ноябре того же года он скоропостижно скончался на 48-м году жизни. Похоронен на Донском кладбище столицы.
В Ташкенте вплоть до 2009 года существовали улица и массив имени Лисунова.