Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Как Игорь Бабушкин спасал от гибели три крупнейших рыбоводческих хозяйства Астраханской области

25-01-2023

В Астрахани сложилась невероятная ситуация. Южная транспортная прокуратура требует от руководства осетроводческих хозяйств «Белуга», «Раскат» и «АкваТрейд» срочно освободить от своих садков территорию Наримановского вододелителя. Логика надзорного органа такова: а вдруг шлюзы понадобятся, а там чужие садки? Фокус в том, что в условиях маловодья, которое наблюдается на Волге на протяжении последних десятилетий, шлюзы ни разу не использовались – и неизвестно, когда будут. Чтобы разобраться в ситуации, губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин собрал в среду, 25 января, совещание. И надо сказать, наблюдать за работой губернатора было весьма интересно. 

Уникальный и невостребованный
Астраханский вододелитель, расположенный в нескольких километрах ниже по течению от города Нариманов – уникальное сооружение. Говорят, в мире таких только два – у нас и на Амазонке. Построили его в 1963-1977 годах, чтобы создать временный подпор воды в 4,5 метра в вершине дельты Волги. Это было необходимо, чтобы во время весенних паводков, когда через Волжскую ГЭС сбрасывается менее 24000 кубометров воды в секунду направлять порядка 9000 кубов ежесекундно в восточную часть дельты. Это позволяет затоплять нерестилища по рыбоводному графику и спасать рыбье поголовье. Чтобы на время закрытия шлюзов (20-30 дней) не останавливать судоходство, на вододелителе предусмотрены шлюзы. 


Фото (это и ниже): Antonio_D50.livejournal.com

Однако стройка века оказалась невостребованной. С развалом колхозов и совхозов воды на орошение теперь не требуется и необходимость в регулировании отпала. А затем, уже в начале 2000-х подоспели климатические изменения и Волга вступила в многолетний период маловодья. Беспокойство из-за чрезмерных паводков, которые когда-то смывали целые деревни, сменилось другой тревогой: что воды на все лето не хватит. Так вододелитель и остался невостребованным. 

Тем не менее, объект остается на федеральном балансе – и когда-нибудь (неизвестно когда, но когда-нибудь) может понадобиться. По крайней мере, так рассудила Южная транспортная прокуратура, по требованию которой сейчас изгоняют с территории вододелителя рыборазводные осетровые фермы. 


Дом для белуг и осетров
Дело в том, что два десятка лет назад шлюзы вододелителя облюбовали предприниматели, создавшие здесь уникальное по объемам хозяйство для разведения осетров, севрюг и белуг. Садки располагаются в ложе вододелителя. Проточная вода дает осетрам возможность постоянно двигаться и расти.

Три фирмы – «Белуга», «Раскат» и «АкваТрейд» – более 20 лет занимаются воспроизводством осетровых, производят ежегодно 1300 тонн рыбы, около 15 000 кг черной икры, перечисляют почти 100 млн рублей налогов в бюджет Астраханской области. Теперь их просят на выход с перспективой утратить при переезде уникальное стадо осетровых и растерять поголовье. 


Интересный факт: Владимир Путин держит осетрёнка правильно - через перчатки. Тогда как на заглавном фото данной статьи малёк осетра лежит на голой ладони. Специалисты говорят, что поступать так не гуманно: для хладнокровной рыбы тепло человеческих ладоней подобно прикосновению раскаленного металла, и малек может даже погибнуть. 

Губернатор заступился
Глава Астраханской области Игорь Бабушкин в среду, 25 января, собрал расширенное совещание, чтобы разобраться в судьбе уникального стада белуг и осетров. Он отметил:

– Насколько я понимаю, проблема – чисто юридическая. Шлюзы вододелителя находятся на балансе ФГБУ «Администрации Волжского бассейна внутренних водных путей». Администрация имеет право сдавать шлюзы в аренду – но исключительно для размещения плавсредств. А рыбоводные садки юридически к таковым не относятся. На этот факт обратила внимание прокуратура. Надзорное ведомство вынесло решение освободить гидротехнические сооружения. При этом мы понимаем, что уже много лет шлюзы не используются по прямому назначению. 


Один из участников совещания попытался возразить губернатору и обосновать логику изгнания осетроводов с вододелителя: 

– Хозяйства нельзя оставлять Если шлюзы когда-нибудь понадобится открыть для судоходства, то поток воды смоет садки. А эти хозяйства получат право обратиться в суд и требовать компенсации убытков с федерального ведомства. Плюс, для того, чтобы содержать шлюзы должным образом на тот случае, если они когда-нибудь понадобятся, там необходимо регулярно проводить дноуглубительные процедуры – а садки мешают. 

Впрочем, эта перестраховочная логика Игоря Бабушкина совершенно не убедила:

– Я напомню, что в юридических договорах предусмотрено такое понятие, как «форс-мажор». Прописать его в договоре с рыбоводами нетрудно. Если действительно когда-то наступят обстоятельства, что шлюзы понадобится внезапно открыть, то это действительно будет форс-мажором, и что-то требовать с государства они будут не вправе. Уверен, что рыбоводы согласятся на такие условия.

Логику губернатора поддержал министр сельского хозяйства и рыбной промышленности региона Руслан Пашаев

– Внезапного форс-мажора быть не может в принципе. Большая вода не приходит неожиданно. В самом худшем случае о прибытии большого объема воды мы будем знать по началу сбросов с Волжской ГЭС, а это как порядка 4-5 дней запаса по времени, пока эта волна доберется до Нариманова. На практике же времени будет еще больше, потому что мы знаем ситуацию по всему Волго-Камскому каскаду.

– Значит, можно прописать в договоре с рыбоводами, например, недельный срок на экстренную эвакуацию, – подытожил Игорь Бабушкин.


Нащупывая решение...
Впрочем, план действий в случае гипотетического «форс-мажора» не решает исходную проблему юридического противоречия, на которое обратила внимание Южная транспортная прокуратура: садки не являются плавсредствами и в шлюзе им вроде как не место. 

– Предлагаем внести изменения в устав администрации ФГБУ «Администрация Волжского бассейна» и разрешить садкам находиться в шлюзах, – сообщил Руслан Пашаев. 

Губернатор поддержал и переадресовал идею федеральным коллегам из Росимущества и Росморречфлота, присутствовавшим на совещании в режиме видеоконференцсвязи. Но те вышли с еще более радикальными предложениями: вовсе закрыть вододелитель и передать его на баланс региона. «Объект уже почти полвека не востребован и вряд ли понадобится в будущем», – констатировал замруководителя Росморречфлота Константин Анисимов

Однако Игорь Бабушкин от щедрого предложения отказался: во-первых это долго (а прокуратура уже вынесла предписание и не будет ждать), а во-вторых, области содержание такого специфического объекта не по карману. 

– Предлагаю все-таки двигаться по пути, который обозначил Руслан 
Пашаев, – подчеркнул Бабушкин. – Насколько быстро мы можем внести поправку в устав ФГБУ и разрешить садкам находиться с шлюзах?

Оказалось, что на исправление бумаг нужна примерно неделя.

– Отлично, – отозвался губернатор. – Предлагаю для верности заложить порядка 10 дней и вновь встретиться 6-7 февраля, чтобы сверить часы по этому вопросу. Спасибо, коллеги.


Что в итоге?
Совещание в общей сложности заняло 20 минут, и в целом оказалось весьма продуктивным, что делает честь губернатору*. Было действительно интересно видеть реальный поиск решения и то, как разные стороны нащупывали варианты компромисса. 

Будем надеяться, что уже скоро опасность для крупнейших осетровых хозяйств региона будет устранена.  

* нет, это не проплаченная статья, и «Пункт-А» хвалит губернатора за дело.




Другие новости