Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Человек из города А. Небесный покровитель Астрахани

07-01-2023

Одной из самых легендарных, и одновременно, самых трагических фигур в истории нашего края был и остается митрополит Иосиф Астраханский, священномученик, убитый разинскими казаками. О нем, к счастью, знают и помнят многие астраханцы, и не только православные. Но не всем известно, что масштаб личности Иосифа превосходил размеры здешнего воеводства, а был поистине государственным. Многие дела его вошли в Историю Государства Московского. О нем сегодня наш рассказ.

Мальчик с мятежной окраины
Иосиф родился в Астрахани, в 1597 году, в семье родителей Климента и Варвары, из служилых людей. Детство его сложно назвать беззаботным. После смерти государя Ивана Грозного в стране начались междоусобицы, приведшие к  тяжелейшему периоду — Смутному времени. Мальчику было семь лет, когда, в городе разразился бунт, произведенный сторонниками самозванца Лжедмитрия I. Мятежники казнили начальствующих людей, казнены были также несколько священников. В дом, где жил маленький Иосиф, ворвались казаки, с намерением убить его отца. Родителей дома не было, и тогда мальчику камнем разбили голову. Он выжил. Но до конца дней своих мучился головными болями.

Астрахань в ту пору представляла собой просто лютейший образчик смуты и анархии. Власть здесь лихорадило, а претендентов на нее было множество. Всяческие лжецаревичи  возникали с пугающей частотой. Как писали историки: «В степной округе друг за другом являлись: царевич Федор, царевич Клементий, царевич Савелий, царевич Семен, царевич Василий, царевич Ерошка, царевич Гаврилка, царевич Мартынка – якобы сыновья царя Федора Ивановича (брата Ивана Грозного)». Это не говоря уже о периоде «кровавой парочки» - Марины Мнишек и атамана Заруцкого. В общем, старушка Астрахань повидала всякого.

Пока «царевичи» делили власть и охмуряли доверчивых астраханцев, Иосиф уже с малолетства служил в Троицком монастыре. Здесь он подвизался в молитве, посте и трудах сначала в звании простого монаха, а позже – в сане игумена и архимандрита. Затем он был посвящен патриархом Никоном в сан архиепископа Астраханского.


Архиепископ 
В 1654—1655 годах разразилась самая крупная эпидемия чумы XVII века на Руси. Крупные города, в том числе и Астрахань, лишались огромной части населения, поскольку чуме неизменно сопутствовал голод. В мае 1654 года от этой болезни на своем посту скончался астраханский архиепископ Пахомий. 

Архимандрит Иосиф в ту пору был в Москве. От отправился с грузом помощи от Троицкого монастыря для русской армии, воюющей против поляков за присоединение Украины к Московии. И там, в столице, патриарх Никон сделал его главным православным пастырем Астраханской земли. 4 мая 1656 года, в Москве в Успенском соборе кремля, состоялась хиротония архимандрита Иосифа в архиепископа Астраханского. На хиротонии присутствовал и государь Алексей Михайлович.

В те времена политика и духовная сфера нередко сочетались. А отношения между царем Алексеем и патриархом Никоном по целому ряду причин портились. Никон, уже проведший церковную реформу, и наживший себе немалое число врагов, считал, что церковь не должна подчиняться государству. Клубок разногласий стал, увы, одним из печальных событий российской истории. На какое-то время (более восьми лет) страна даже осталась без патриарха, поскольку Никон удалился от дел, в надежде, что царь и вельможи будут просить его вернутся. Но тем самым лишь усугубил  противостояние, и царь пригласил восточных патриархов и московских иерархов для суда над мятежным Никоном.

Ответственную миссию встретить восточных патриархов из Египта и Дамаска возложили на плечи астраханского архиепископа Иосифа. 21 июня 1666 года восточные патриархи Паисий и Макарий с их свитами вступили в Астрахань, а уже отсюда, в сопровождении архиепископа Иосифа, направились на стругах по Волге к Москве.


Митрополит
Именно в 1666 году Астрахань получает статус митрополии. Это очень важный статус, которым в ту пору помимо нее пользовались в Русской Церкви только Великий Новгород и Казань. И личность Иосифа Астраханского играет в этом далеко не последнюю роль. 

После низложения Никона, в котором Иосиф участвовал, как член Собора, восточные иерархи просили царя Алексея Тишайшего возвести Иосифа в сан митрополита за его великие труды и добродетели, чтобы и прочие архипастыри, смотря на него, подражали ему. Как говорится в Православном церковном календаре: «Патриархам он показался тогда «аки светлейшая звезда, всякое служение человеколюбия и странноприимства являя: в скорбях утешение, в бедствиях помощь, в местах малопроходимых наставление словом и делом; явствуяся доброслужен, рачитель теплый, и во всяких нужных делах творя велие попечение и прилежность».

Царь Алексей Михайлович ценил Иосифа за труды на благо укрепления государства на юге страны, и, не мешкая, согласился. Иосиф стал первым астраханским архиереем, возведённым в сан митрополита, причём ему дано третье место среди российских иерархов с правом шествования на осляти в Вербное воскресенье.

Священномученик
Почти всю жизнь прослужил Иосиф в родной Астрахани, и в ней же он принял смерть. Смерть лютую. Как и сотни других астраханцев, сброшенных с самой высокой башни нашего кремля — Раската. Находилась она тогда совсем недалеко от нынешнего Лобного места.

Когда войско Степана Разина во второй раз приближалось к Астрахани, Иосиф уже понимал, что скоро здесь будет море крови. В отличии от «похода за зипунами» годом ранее, когда астраханцы встречали разинцев с восторгом, весной 1670 года начался период, который историки считают началом разинского восстания — масштабного и злобного бунта. Уже были разгромлены Царицын и Черный яр. И приближения «воровского атамана», который вел за собой более 10 тысяч  головорезов, митрополит ждал с тревогой, молясь за свою паству. Именно он нашел деньги для оплаты стрельцам и иноземным служивым, которым казна задолжала за несколько месяцев. Также, по его приказу из митрополичьих прудов, в которых разводились карпы, вода была спущена на солончаки, дабы затруднить подступ к городу. Впрочем, это не помогло. 


24 июня 1670 года разинская ватага подобралась к стенам через реку Криушу и без особого труда овладела сначала Земляным, а затем и Белым городами. Через несколько часов Астрахань пала. Город стал центром «казачьей вольницы». А 440 человек были приговорены лично атаманом к смерти, сбросу с Раската. Воеводу Прозоровского Разин столкнул с башни лично.

Митрополита Стенька не тронул. Более того, первоначально земельные владения митрополита, монастырей и церквей были защищены и неприкосновенны. Но Иосиф открыто называл казаков государевыми преступниками и богоотступниками, требовал покаяния. И читал грамоту от государя, в которой обещалось простить всех, кто проявит покорность. Это многим не нравилось. Напряжение нарастало. 

Степан Разин ушел из города вверх, к Дону. И вскоре был пойман и казнен. А в Астрахани продолжал творить «вольные порядки» его сподвижник Василий Ус. Он и стал убийцей митрополита. 11 мая 1671 года Иосифу было велено явиться в круг. Там ему предъявили обвинения, а Ус составил письменную грамоту, которая, в представлении бунтовщиков, претендовала на законность.

Вот с какой печалью повествуется о казни в Православном церковном календаре, со слов астраханских священников Кирилла и Петра:

«Казаки окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, они потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив в святительские одежды, положили в приготовленный гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело святителя было перенесено в придел св. Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и в течение девяти дней оставалось непогребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославлены чудотворениями».

Память о священнике Иосифе всегда была сильна в астраханском народе, и в годы эпидемий, голода и прочих испытаний, молитвенно помогла горожанам. Само погребение астраханского архиерея летом 1672 года вылилось в небывалое торжество, к которому примешивалось сильно чувство вины. В 1801 году, в ходе строительных работ, была зафиксирована нетленность мощей. А в 1918 году состоялась канонизация святого Иосифа Астраханского.

Сегодня Священномученик Иосиф считается небесным покровителем Астрахани.






Другие новости