Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

Записки астраханского натуралиста. Вспоминая стерха

18-12-2022

Автор рубрики - Владимир Паньков

10 лет назад, в самом начале моего «поворота» в сторону природы, мне довелось увидеть очень редкую птицу – стерха, или белого журавля. К сожалению, этот вид в Астраханской области исчез, и все усилия ученых по восстановлению западносибирской популяции пока не принесли заметных результатов. Но хочется надеяться, что когда-нибудь эти красивые и крупные птицы снова будут пролетать через дельту Волги.


В ноябре 2012 года сотрудники Астраханского государственного заповедника, с которыми я как раз начал общаться, сообщили, что совсем недалеко от города был замечен белый журавль, или стерх. Крупная птица (размах крыльев свыше двух метров, вес до 8 кг) кормилась на старице Царева, и за ней было желательно присмотреть, все же охотничий сезон был в самом разгаре. Пару недель молодой стерх (белоснежными они становятся на второй год жизни, «юношеское» оперение у них, как видите, довольно темное) прожил в этом месте, вплоть до первых холодов, когда мелководье замерзло. Но снимать его было сложно, погода стояла пасмурная, да и техника у меня тогда была довольно слабая. К тому же, тревожить краснокнижного стерха не хотелось.


Эта птица, как можно было определить по кольцам на ногах, была одной из тех, что каждый год выпускались в Астраханском заповеднике в рамках программы по возрождению стерха «Полет надежды». Западносибирская популяция белых журавлей уже давно насчитывает в лучшем случае несколько десятков особей, и ученые разрабатывали различные способы ее пополнения при помощи выращенных в питомнике молодых птиц. Одним из вариантов был выпуск стерхов на одном из участков Астраханского заповедника, откуда один из журавлей и перелетел к селу Фунтово.


По замыслу ученых, в дельте Волги выращенные в неволе птицы могли присоединиться к остановившимся на пролете диким сородичам. Либо они могли примкнуть к стаям серых журавлей, которые также летят на юг через наш регион. Изредка эти виды встречаются на пролете в Астраханской области. А один белый журавль, который каждый год прилетал на зимовку в Иран, даже получил у ученых имя Омид, что в переводе с персидского означает «надежда». Его считали последним представителем западносибирской популяции белых журавлей.


Белый журавль, как установили орнитологи, довольно плохо приспособляется к изменяющимся условиям, и потому высок риск его исчезновения. В природе в гнезде журавлей всегда выживает только один птенец, и в течение первого года жизни он очень уязвим. Хотя живут эти журавли довольно долго, численность вида была низкой на протяжении нескольких веков, чуть ли не со времен Петра I. Основной причиной этого называлась антропогенная нагрузка – охота в местах гнездования, на пролете и в местах зимовки. И хотя в 20 веке стерх был внесен в Красную книгу, в местах его обитания создавались охраняемые территории, этого оказалось недостаточно. Тем более что на путях миграции, а раньше журавли долетали до Индии, его продолжали убивать.


В составе Окского государственного заповедника в 1979 году был создан журавлиный питомник для сохранения редких птиц. В его вольерах содержат 7 видов редких птиц, которые регулярно приносят потомство. Причем ученые забирают второе яйцо из гнезда журавлей, поскольку выживает только один птенец, и выращивают его в инкубаторе. А молодых птиц стараются воспитать без привязанности к человеку, в условиях, приближенных к диким.

Пара взрослых стерхов в журавлином питомнике

Мне повезло побывать в этом питомнике и своими глазами увидеть вольеры, редкие виды журавлей. Как рассказывали сотрудники, один из самцов стерха стал настоящим долгожителем, на тот момент ему было 73 года. Причем его «супруга», а журавли образуют постоянные пары, умерла довольно рано, и он после этого десятилетиями оставался один, отвергая всех предлагаемых ему самок – пока наконец не нашел себе «подругу жизни».

Вольеры в питомнике довольно большие

Помимо Астраханского заповедника, ученые также пытаются выпускать молодых журавлей в местах гнездования и в местах зимовок стерха. В 2012 году в программе «Полет надежды» участвовал даже президент России Владимир Путин. И данный проект продолжается до сих пор, западносибирскую популяцию пытаются спасти, несмотря ни на что. Смогли ли какие-то из выпущенных в природу птиц приспособиться к диким условиям, неизвестно. Это очень осторожные птицы, которые всегда стараются держаться подальше от людей.


К счастью, помимо западносибирской популяции есть и восточносибирская, насчитывающая около четырех тысяч птиц. Эти птицы гнездятся в Якутии, здесь антропогенная нагрузка намного ниже, а зимуют в Китае, где также за последние десятилетия удалось значительно сократить браконьерскую охоту на них. И хотя белый журавль остается одним из самых редких видов семейства, благодаря предпринимаемым усилиям его численность все же остается стабильной.


Возможно, тот журавль, которого я снимал в 2012 году, все же выжил, и до сих пор летает где-то вдали от объективов любителей птиц и ученых. По крайней мере, на старице Царева он чувствовал себя вольготно, на моих глазах удачно ловил рыбу, что-то выкапывал из ила. Часть добычи у него отнимали наглые чайки, но он не выглядел изможденным, вполне уверенно летал над рекой. Отдыхал журавль в тростниках на старой хатке ондатры, там же прятался от орланов-белохвостов, которые пытались на него напасть – но все же он был слишком крупным даже для них. Приглядывали за ним и местные пастухи, с которыми я разговаривал, они тоже заметили необычную птицу.


Но пока это единственная для меня встреча с белым журавлем в Астраханской области. Не встречали этих птиц, к сожалению, и коллеги. Ежегодный выпуск журавлей рядом с Астраханским заповедником прекращен, но надежда на лучшее у меня все равно остается. Человечество только учится жить рядом с природой, не нанося ей вреда, сохраняя биоразнообразие. По историческим меркам создавать заповедники, национальные парки, разрабатывать программы сохранения и реинтродукции редких видов стали совсем недавно, в прошлом веке. И уже есть примеры успешных проектов – спасение зубров, возрождение лошади Пржевальского, охрана популяции амурского тигра. На Кавказе реализуется проект по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда. Для этого не нужно каких-то сверхусилий, заповедники в большинстве стран занимают около 5% территории, обычно самой труднодоступной и не представляющей интереса для сельского хозяйства. Но необходимо постоянно поддерживать общественный запрос на сохранение природы, и именно для этого и существует моя рубрика.





Другие новости