04-11-2022
Слово «понаехали», приписываемое москвичам, к Астрахани совершенно не подходит. На Нижнюю Волгу «понаехало» за долгие века столько разных племен и народностей, что многие из когда-то «приезжих» давно стали коренным населением. Но процесс миграции непрерывен. Как принимает Астрахань новых людей сейчас? Как они адаптируются и вливаются в местную жизнь?
На днях в журнале «Демографическое обозрение» вышла статья «Адаптация мигрантов из сельской местности Дагестана в Астрахани и Махачкале: причины различий». Группа авторов-сотрудников РАНХиГС, Ирина Стародубровская, Эльдар Идрисов и Константин Казенин, не только проштудировали научную литературу на тему миграции, но и провели полевые исследования, общаясь с теми, кто сменил место жительства.
Чуточку теории
Сначала немного науки, но постараемся изложить ее попроще. Адаптация в принимающем обществе – сложный процесс. Он включает не только принятие существующих культурных норм, но и встраивание в местные рынки труда, брачные отношения, а также эмоциональную идентификацию с принимающим обществом. И этот аспект ученые считают самым интересным. Если раньше адаптация ассоциировалась только с включением в культуру мейнстрима, то со временем представления усложнились. Кроме традиционной интергации (то самое включение в мейнстрим), может происходить ассимиляция в низшие слои населения. Группа мигрантов может полностью ассимилироваться с новой культурой, а может сохранить свои традиции, этническое самосознание. Если ценности самоидентичности сильнее межкультурных контактов, может возникать сегрегация мигрантов, то есть относительно изолированное положение в социуме.
И только в том случае, если ценности обеих групп разделяются и принимающим сообществом, и мигрантами, наступает интеграция, которая предполагает и взаимодействие с местным населением, и сохранение своего этнического самосознания, и контакты внутри своего сообщества.
А теперь об Астрахани
Но хватит теории. Авторы пришли к выводу, что именно этот, последний, вариант и сложился в Астраханской области.
Миграция из Дагестана в Астрахань была основана во многом на традиционных торговых связях, сложившихся до распада СССР: еще в 70-х из кавказской республики сюда привозили яблоки, груши и другие фрукты. Пик миграции пришелся на 1990-е. По данным переписей, с 1989 по 2010 общины аварцев и лезгин в Астрахани выросли соответственно в 4 и 2,6 раза. Костяк миграции составили жители трех дагестанских горных аварских сел, отличающихся своей традиционностью и закрытостью. Культурная дистанция мигрантов с принимающим сообществом была изначально достаточно велика. И действительно, для 90-х годов были характерны конфликты, связанные с конкуренцией в сфере торговли, борьбой за земельные ресурсы, передел влияния.
«Однако постепенно конфликтность снижается, и сегодня второе поколение дагестанских мигрантов уже вполне комфортно чувствует себя в городе», - пишут авторы исследования.
Особенность Астрахани состоит в том, что мигранты в основном селились компактно. Сначала в районе Больших Исад, потом анклав расширялся, в том числе в направлении популярных вузов. «Исходя из общих соображений, можно предположить, что подобное расселение повышает стремление к социальной замкнутости и не способствует успешной адаптации», - пишут авторы статьи. Но астраханские анклавы отнюдь не стали «районами бедноты», как это случилось в ряде стран Западной Европы. Район рынка Большие Исады хоть и не самый благоустроенный, но сейчас он в основном застроен добротными двухэтажными домами со всеми удобствами, обитателей которых можно скорее отнести к среднему классу.
Там же, на Больших Исадах, расположен лицей – достаточно престижное и продвинутое учебное заведение. По мнению авторов, подобные общеобразовательные учреждения играют немалую роль в успешной адаптации мигрантов второго поколения. «И сейчас уже дети, они уже знают четко, что они не пойдут на Большие Исады. У них есть цель – высшие учебные заведения. После девятого класса они знают, что все они идут получать профессию. Если раньше было, что девочку в начальной школе отучили четыре класса, забрали, отдали в свою какую-то школу, где она учится там готовить, шить, убирать и все остальное, то теперь нет. Теперь они знают, что девочка пойдёт учиться в педагогический, медицинский и так далее», - рассказала одна из участниц в интервью. «Сейчас не то время, когда можно без образования что-то открыть, что-то сделать. ... Я считаю, что дальше без образования молодежи только сложнее будет», - говорит молодой мужчина.
«Здесь по-другому нельзя»
Нельзя сказать, что процесс ассимиляции идет совсем беспроблемно. Но в целом мы успешно уживаемся друг с другом, не чувствуя себя ущемленными или обиженными. Одна из причин – так называемые ценности принимающего сообщества. Торговый, поликультурный город исторически воспитывал толерантность к многообразию и различиям. Здесь привыкли к людям других культур, другого образа жизни. «По-другому здесь никак нельзя. Этот город испокон веков был многонациональный и здесь ценилась дружба, уважение друг к другу, познание культур друг друга. ... Это испокон веков здесь сложилась такая традиция» (из одного интервью).
Эльдар Идрисов, один из авторов работы:
- Астраханский край является исторически полиэтничной территорией. На формирование такого этнического состава влияло множество факторов. Само расположение на стыке историко-географических областей предопределило многонациональную судьбу региона.
Город Астрахань в составе Российского государства выполнял функцию центра восточной торговли. Астраханский край стал местом тесного общения оседло-земледельческих народов с народами, которые вели кочевой образ жизни. Так, синтезом славяно-тюркских традиций отличается культура астраханских казаков. В регионе проживают этнические группы с уникальным культурным наследием: липоване, юртовцы, карагаши, астраханские туркмены и др.
В ходе постсоветской миграции этническая палитра Астраханской области усложнилась. Астрахань в современности стала образовательным центром для близлежащих регионов Юга России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Но, необходимо отметить, что миграция из других регионов России и зарубежья, носила постепенный характер, что позволила сохранить сложившуюся городскую культуру, под влиянием русской этнодоминанты. К тому же большим адаптивным потенциалом обладают образовательные учреждения общего и профессионального образования. Свою лепту вносят органы регионального и муниципального управления, которые открыты к взаимодействию по социальнозначимым вопросам этнических сообществ Астраханской области.
В конструирование современного пространства Астраханской области большое значение имеет деятельность этнокультурных объединений. Этнокультурные объединения в партнёрстве с региональными и муниципальными органами власти зародили современные традиции проводить национальные праздники и события памяти историческим деятелям культуры народов Астраханской области. Излюбленными мероприятиями астраханцев стали русская "Масленица", калмыцкий "Цаган-Сар", татарский "Сабантуй" и праздник восточных народов "Навруз". Эти мероприятия с удовольствием посещает руководство области в лице Губернатора, членов Правительства и глав муниципальных образований. На них представляется в лучшем свете национальная кухня, музыкальное и танцевальное творчество, возрождаются традиции национальных спортивных состязаний народов Астраханской области.
Астраханская область, сохраняя свою предельную многонациональность, вступила в новый исторический этап. Для многонациональной России наш регион является хорошим примером гармоничных межэтнических отношений и дружбы между этническими сообществами.
В преддверии Дня народного единства, хочу всех поздравить с наступающим праздником, пожелать успехов в работе всем тем, кто занимается укреплением национального единства и политической стабильности в наше непростое время.
Полностью с работой можно ознакомиться по ссылке
Фото: Анастасия Железнова, Анна Кучерова, студенты журфака АГУ