Госдолг Астраханской области вырос, но не так, как планировали
28-09-2022
Год назад, когда верстался бюджет Астраханской области на 2022-2024 годы, в первоначальном проекте были заложены интересные лимиты. Минфин АО прогнозировал существенный рост кредитного портфеля региона. Но в итоге обещанные цифры не сбылись. И это хорошо.
Был прогноз...
Год назад астраханский минфин заложил в бюджет 2022-2024 года возможность существенно нарастить государственный долг:
Так, на 1 октября 2021 года (ровно год назад), госдолг региона составлял 15,7 млрд рублей.
Планировалось к 1 января 2022 года нарастить задолженность до 19,15 млрд рублей (+3,45 млрд.).
К 1 января 2023 года лимиты задолженности определили в 22,9 млрд рублей (еще +3,45 млрд).
А вот 2023 и 2024 годы ведомство Елены Рязановой назначило временем погашения кредитов. Их планировали снизить сначала на 2,0, а затем еще на 2,6 млрд. Финансовый план предполагал, что к 1 января 2025 года область будет иметь долгов на 18,3 млрд рублей.
... да сплыл
Любопытно, что эти прогнозы вообще не сбылись, от слова «совсем». Судя по отчетам на портале ASTROBL.RU, осенью прошлого года область не только не стала набирать новые долги, но и погасила старые. Новый 2022 год астраханская казна встретила с задолженностью в 14,8 млрд рублей (на 900 млн ниже показателя октября-2021). И так оно и держалось до июля.
В середине лета текущего года астраханский минфин осторожно нарастил заимствования на менее чем на 100 млн рублей. Долг подтянулся к отметке в 14,9 млрд.
А в августе взяли в кредит еще 600 млн. Таким образом, сейчас госдолг Астраханской области составляет 15,5 миллиардов рублей, о чем не без гордости доложил Игорь Бабушкин на Московском финансовом форуме в начале этого месяца.
Почему власти так рьяно планировали наращивать долги и по каким причинам отказались от этих планов – не поясняется. Ну и ладно. Долги хороши, только когда есть надежный финансовый план. А без него лучше не рисковать.
Краткая история астраханского госдолга
История взаимоотношений астраханских властей с кредиторами изобиловала разными перипетиями. Так, в 2006 году, когда начались наши долговые приключения, кредитный портфель региона составлял смешные 1,66 млрд рублей. Именно тогда под празднование 450-летнего юбилея Астрахани в составе России начали набирать долги, подобравшись к 10-миллиардной отметке в начале 2010 года. И в целом, это была оправданная стратегия: тогдашнее налоговое законодательство позволяло региону всерьез рассчитывать на хорошую долю доходов с нефтедобычи, которой как раз начинал заниматься «ЛУКОЙЛ» на шельфе Каспия.
Однако в 2014 году началась санкционная война и налоговый маневр для нефтяных компаний, что резко перекроило карту астраханских финансов. Отощавшая казна вкупе с необходимостью исполнять «майские указы» неминуемо подталкивала область к необходимости брать новые кредиты – уже без расчета на грядущий рост доходов, а под «авось, выкарабкаемся».
Дном астраханской долговой ямы стал 2017 год, который регион встретил с долгом в 29,5 млрд рублей, что было больше собственных налоговых доходов астраханской казны. А когда федеральный минфин ввел санкции и отказал (за какие-то грехи) Астраханской области в бюджетных кредитах по низким ставкам, стало совсем невмоготу. В это мрачное время были периоды, когда бюджет верстали не на полный год, потому что доходов хватало только на 10 месяцев основных трат. Пришлось перекредитовываться у коммерческих банкиров, закладывая на обслуживание долга по три совсем не лишних миллиарда. Политической жертвой этого кризиса стал вице-губернатор Константин Маркелов, которому пришлось уйти в отставку.
К счастью продлилась эта ситуация недолго. Нужно было видеть лицо губернатора Александра Жилкина, который вернулся из Москвы с хорошими вестями о возвращении льготных бюджетных кредитов. Это была первая хорошая новость. Позже глава региона сумел выпросить у Москвы возвращение налога на имущество нефтяных компаний. Угроза внешнего управления отступила, и кредиты начали гасить, постепенно наращивая возможности регионального бюджета. Помогло и общее снижение банковских ставок, благодаря которому минфину удалось удачно перекредитоваться под более низкий процент.
Короткий период врио-губернаторства Сергея Морозова стал периодом самого мощного сокращения регионального госдолга. Доходы в бюджет пришли, а внятных инвестпроектов, чтобы их пустить в дело не было – так что средства пустили на погашение кредитов. Когда в июне 2019 года Владимир Путин провел внезапную рокировку врио, госдолг Астраханской области составлял 17,75 млрд рублей – именно с таким грузом обязательств регион достался Игорю Бабушкину. По некой злой иронии людей, ответственных за сокращение долга – главу правительства Расула Султанова и министра финансов Виталия Шведова – отдали под суд именно за махинации с госдолгом.
17,75 миллиардов, учитывая поправку на инфляцию – сумма относительно необременительная. А учитывая почти символическую ставку бюджетных кредитов, гасить долг дальше имело смысл только в рамках договоренностей с федеральным правительством. Это и было сделано. К началу 2020 года портфель снизили до 13,7 млрд рублей, на чем и остановились.