25-05-2022
Хотя от прежней системы хотят отказаться поэтапно.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков официально заявил, что Россия откажется от Болонской системы и будет разрабатывать собственную модель высшего образования. Информацию подтвердили и в Минпросвещения РФ.
«Педагогическая высшая школа страны долгие годы опиралась на специалитет как на классический проверенный формат, который давал будущим педагогам полноту предметных знаний и позволял наполнить программу теми навыками, которые актуальны и соответствуют вызовам времени, - заявили в пресс-службе Минпросвещения. - С переходом на Болонскую систему исчезли специальности и указание на конкретную квалификацию, что создало определенные трудности на рынке труда».
За пересмотр в России системы высшего образования ранее говорили экс-министр образования и президент Российской академии образования Ольга Васильева, лидер фракции «Справедливая Россия - За правду» Сергей Миронов, ректор МГУ Виктор Садовничий, председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин и многие другие публичные лица.
Болонская система (или Болонский процесс) – это реализация положений декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной 19 июня 1999 года в стенах Болонского университета (Италия) министрами образования 29 европейских стран. На сегодня данную систему поддерживают 49 стран.
Основные цели внедрения системы: сопоставимость уровня высшего образования во всех странах (что позволяет признавать дипломы друг друга), свободное передвижение студентов, преподавателей и управленческого персонала по международному образовательному пространству.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, но полностью взяла ее схему только для вузов (бакалавриат + магистратура), сохранив свою систему 11-летнего среднего образования (по Болонской системе это должно быть 12 лет).
При этом тот же «Ъ» отмечает, что у экспертов мнения разделились: одни уверены, что выход из Болонского соглашения серьезно скажется на качестве образования, другие — что в реальности ничего не изменится.
Второй точки зрения придерживается, к примеру, экс-глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктор Болотов:
«Многие обращают внимание на время подготовки, но кто-то за четыре года получит много знаний, а кто-то и за шесть не получит ничего. В советские времена, кстати, юристов, экономистов и учителей готовили те же четыре года. Что касается отечественных дипломов, то их признавали еще до того, как мы присоединились к Болнскому процессу - просто процедура была длинная и небесплатная. Признавать будут и сейчас, только это намного проще происходит, когда мы участвуем в Болонской конвенции».
И все же многие специалисты признают: многие аспекты, продекларированные Болонской системой образования, в реальных условиях для России не срабатывали.
«В плане академического обмена с европейскими странами будем честны: часть наших российских университетов так и не была признана за рубежом. Результаты обучения не признавались, не происходило перезачета в кредитах, как это было в других странах, - заявил куратор кластера «Высшее образование» ММСО Александр Молчанов. - С одной стороны, это снижало потенциал мобильности российских студентов. С другой, развитой академической мобильности с основными европейскими университетами и до этого не существовало».
Вице-президент РАО Владимир Филиппов в интервью «Независимой газете» отметил, что многие западные страны осознают ошибочность введенного ради Болонской системы трехлетнего бакалавриата – этот срок не обеспечивает достаточную подготовку специалистов для рынков труда. Хотя одна из идей введения как раз была в том, чтобы около половины бакалавров поступали не в магистратуру, а в производственные отрасли.
Как именно будет выглядеть новая модель, пока неизвестно, но Госдума и Совет федерации уже готовят законопроекты, предусматривающие возврат к советской схеме высшего образования - специалитету. Пр этом процесс должен быть поэтапным, заявил ТАСС глава Рособрнадзора Анзор Музаев:
«Здесь главное - снова не наделать ошибок, которые приведут, в первую очередь, к тому, что пострадают от этого студенты, качество знаний и так далее».
По его мнению, выпускники школ должны узнать о новых правилах поступления и обучения минимум за два года.