10-04-2022
Каждый год мы пишем о ландшафтных пожарах, охватывающих огромную территорию в Астраханской области. Несмотря на то, что вред природе от тростниковых пожаров очевиден, стоит установиться сухой погоде, как десятки, сотни людей поджигают сухую растительность. Остановить это варварство пока не могут ни принимаемые административные меры, ни пропаганда бережного отношения к природе.
Группа ученых из Волгограда на основании космических снимков посчитала общую площадь ландшафтных пожаров в дельте Волги с 2001 по 2020 год, определила зависимость их интенсивности от продолжительности половодья, уровня Волги и Каспия. Результатом исследования стала статья «Пространственно-временной анализ горимости пойменных ландшафтов Нижней Волги». Один из её соавторов, мой старый знакомый и постоянный участник нашей рубрики, научный сотрудник Института космических исследований РАН Станислав Шинкаренко согласился прокомментировать результаты исследования.
Анализ спутниковых изображений позволил выявить и картографировать более 45 тыс. гарей за период 2001–2020 гг. общей площадью (без учёта повторяемости) 5,02 млн га. Большая часть всех выгоревших площадей сосредоточена в дельте Волги (72,1 % площади и 42 % количества гарей). Всего в пойменных ландшафтах Нижней Волги ежегодно выгорает в среднем около 250 тыс. га, или 11 % территории, из которых 220 тыс. га приходятся на весну, а 30 тыс. га — на летне-осенний период.
За период исследований 58 % территории пойменных ландшафтов Нижней Волги было пройдено огнём, в половине случаев — три и более раз. Наиболее подверженные воздействию пожаров территории были пройдены огнём 19 раз за рассмотренный двадцатилетний период, то есть горели практически каждый год.
В северной и центральной частях Волго-Ахтубинской поймы прослеживается существенное снижение количества и площадей пожаров после 2010 г. В отдельных районах среднемноголетняя площадь пожаров сократилась вдвое, а количество пожаров — на треть. Возможными причинами могут быть противопожарные мероприятия и своевременное реагирование на них силами и средствами основанного в 2013 г. природного парка Астраханской области «Волго-Ахтубинское междуречье». Также не исключены изменения растительного покрова при ухудшении условий обводнения.
В рассмотренном в исследовании периоде особо выделяются 2006 и 2015 годы, отличающиеся высокой горимостью в летне-осенний период. Это связано с очень низкими объемами половодья, недостаточными для заливания большей части поймы. В 2019 году пиковая продолжительность половодья составила всего 18 дней. Это привело к катастрофическим пожарам в дельте Волги, когда выгорело более 30 % покрытой растительностью территории.
Достаточное обводнение, соответственно, способно существенно уменьшить количество и площадь пожаров. Например, в 2020 г. выгорели наименьшие площади за весь период исследований. В этот год половодье началось намного раньше обычного и продолжалось 81 день, что стало рекордом за последние десятилетия. Высокие уровни половодья не только способствуют уменьшению пройденных огнём площадей во всех пойменных ландшафтах Нижней Волги, но также снижают и количество пожаров.
Тенденции гидрологических изменений последних десятилетий в нижнем течении Волги характеризуются снижением водности и продолжительности половодья. Также из-за падения уровня Каспия опускаются и отметки водной поверхности в дельте Волги и ильменно-бугровом районе как в половодье, так и в период межени. Обсыхание пойменных ландшафтов неизбежно будет приводить к росту горимости.
-Это справедливо для дельты Волги и весенних пожаров. Мы провели статистический анализ двадцатилетних рядов характеристик гидрологического режима и горимости при доверительной вероятности 95%. Стоит отметить, что горимость территории зависит от трех факторов: источник огня, наличие горючего материала и условия для распространения пожаров. Горючий материал в дельте есть всегда, тростник отрастает в течение одного года. Источник подавляющего количества пожаров – человек. По сути единственной переменной являются условия для распространения пожаров. Так вот ранний выход воды в полои, наполнение ериков, подъем уровня в авандельте ухудшают условия для быстрого распространения пожаров. Наиболее сильная значимая связь установлена с длительностью половодья, далее следуют максимальный уровень половодья и дата его начала. При этом максимальный уровень сильнее всего сказывается на горимости ильменей весной, т.к. он определяет их обводнение. Также от уровня половодья зависит горимость летом – чем выше уровень, тем больше пойменных водоемов заполнится водой, тем дольше простоит вода на полоях, соответственно дольше почва будет оставаться влажной, растения будут дольше зеленеть. Это все снижает пожарную опасность. Мы выделяем не только 2020 г. с наиболее ранним половодьем и минимальной горимостью, и 2019 г. – с наиболее поздним и коротким половодьем и максимальной горимостью. Также выделяется 2016 г. с наибольшим периодом максимальных расходов половодья и соответственно максимальными уровнями половодья за последние 20 лет.
- Да, одна из целей была такой. Мы совместили границы пожаров разных лет и определили участки, которые горят чаще всего. Здесь требуются дополнительные исследования по определению причин повышенной пожарной опасности. Стоит усиливать меры противопожарной профилактики. По большому счету, кроме Астраханского заповедника этим в дельте никто серьезно не занимается.
В Волго-Ахтубиснкой пойме, как и в Волгоградской области, количество пожаров, их площади снизились. Повлияла ли на это распашка неиспользуемых площадей, их вовлечение в сельхоз оборот?
- Пока что сложно сказать, что именно повлияло. Но после 2010 г. во многих нелесных регионах резко снизилась горимость. В степях это связано с климатическими изменениями и ростом поголовья скота: из-за роста температур и снижения увлажнения ухудшились условия для роста трав, большую часть поедает скот. В результате просто не набирается достаточной для распространения пожаров массы. Наиболее сильно в последнее десятилетие снизилась горимость пашни. Конечно, это связано и с вовлечением в оборот залежей. Мы еще специально не изучали горимость пахотных и залежных земель, поэтому что-то утверждать не могу. Не исключено, что снижение количества палов на полях связано с изменением агротехники, подходов к хозяйствованию.