Художник Борис Медведев: Астраханский фонтан «Юбилейный» как символ советского прошлого
07-12-2021
С 1977 по 2006 год главным украшением площади Ленина был большой фонтан с круглой чашей. Он появился к 60-летию Октябрьской революции, отчего и получил название «Юбилейный». Автором монументально-декоративного решения фонтана стал выпускник МВХПУ (Строгановское), член Союза художников СССР Борис МЕДВЕДЕВ. Его произведения хранятся в Астраханской картинной галерее имени Догадина, Государственной Третьяковской галерее, Сочинском художественном музее, частных коллекциях в России, Польше, Франции, Финляндии, США. Он является Кавалером почетного знака «За заслуги в развитии дизайна», награждён медалями и дипломами Союза художников России, Союза дизайнеров России, дипломом РАХ. Как оказалось, в архивах не сохранилось подробностей появления фонтана, который являлся одним из главных героев открыток об Астрахани в 80-х годах прошлого века. Борис Максимович сейчас проживает и работает в городе Сочи. В интервью он вспомнил, как и кем создавался фонтан «Юбилейный».
- Борис Максимович, кто был автором фонтана и что он символизирует?
- Задание исходило от городских властей. Главным архитектором города был Александр Иванович Федорченко. Строительство фонтана было приурочено к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Идея была такая: в центре водяной столб, а на нём парит кольцо с шестью скульптурными барельефами ( всё таки юбилей, 60 лет), символизирующими основные отрасли народного хозяйства Астрахани. Между ними гладкие и рифлёные вставки из латуни, в центре, по окружности идёт орнаментальный пояс с изображением звёзд и юбилейной даты 1917 – 1977 . Темы рельефов-«судостроение», «рыбное хозяйство», «наука», «сельское хозяйство», «лёгкая промышленность», «культура».
- Сколько времени ушло от задумки, от идеи до открытия фонтана и как проходили работы?
- Не меньше трех месяцев. Работа по изготовлению рельефов проводилась в мастерской, затем они по месту монтировались. Кольцо фонтана изнутри облицевали медью, чтобы из окон домов, которые на площади Ленина, не было видно технических конструкций сооружения.
- А почему выбрали медь?
- Листовая медь послушный материал, хорошо поддающийся обработке и с ней я мог управиться своими силами и со своим оборудованием в творческой мастерской. Представьте, если всё это лить из бронзы, то это тяжесть какая, неимоверная стоимость и нереальные сроки. К тому же в Астрахани не было литейных мастерских, которые могли бы выполнить такие работы с хорошим качеством. Поэтому пришли к такому решению: все сделать вручную из листовой меди. Из инструментов – молотки, ножницы, сварка. Центральный пояс и рельефы были из темной тонированной меди, а межу ними золотистая латунь, это потом кто-то решил натуральный материал покрасить бронзовой краской.
- А как работали? Авралы случались?
- Нет, но выкладывались, конечно, плотно работали. Ночь, как правило, не захватывали, в отличие, например, от времени, когда в восьмидесятых трудились над мемориальной доской Сергею Мироновичу Кирову. Она сейчас размещена на здании резиденции губернатора, на углу улицы Советская, 15. Вот там пришлось за неделю все делать – круглосуточно сидели на заводе, четыре раза делали отливки. С фонтаном же времени было больше, но для меня это была, конечно, очень серьезная работа. Я ведь тогда четыре года как только из Москвы приехал, закончил Строгановку (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Был молодой, 29 лет всего и тут такая ответственность. И были не столько авралы, сколько неожиданности. Например, когда кольцо фонтана было установлено выяснилось, что у него перепад высот – с разных сторон сантиметров десять и установлено под наклоном. Вот и пришлось «уводить» эту визуальную разницу.
- Перебои с материалом случались? Не было опасений, что фонтан перейдет в разряд долгостроев?
- Нет. Весь процесс контролировался комиссией, а курировал стройку Решетников – председатель горисполкома, Он содействовал во всем. Если надо было на завод обратиться, материал достать или сварку, то он эти вопросы решал. Согласовывалось и с Художественным советом и с Александром Ивановичем Федорченко. Медь – нам любезно предоставили реставрационные мастерские. В это время как раз шли работы в Кремле и с нами поделились материалом.
- Как считаете: почему именно к Вам обратились, чтобы сделать этот проект?
- Я заканчивал в Строгановке художественную обработку металла. У нас скульпторы были, и Сафронов, и Спиридонов, и Авдеева, они в основном рубили камень, а я работал с металлом так что, скорее всего, поэтому. И потом я уже успел поучаствовать и на выставках, и на всероссийских, и на всесоюзных.
- На ваш взгляд, насколько удачно выбрали место под строительство фонтана?
- Место это выбирали профессионалы-архитекторы. Раньше там располагалась большая клумба. И с улицы Желябова (сейчас Адмиралтейская) открывался вид на всю площадь Ленина. Я считаю, что по месту фонтан правильно был расположен.
- Фонтан Вам, как автору, нравился?
- Когда сделаешь работу, сдашь и думаешь – сделал что мог, а потом время проходит – вот здесь надо было вот так сделать, а вот здесь по-другому. Но всегда остается запас хода на развитие. То есть у меня нет такого, что я сделал что-то и говорю – ВСЁ, это гениально!
- И какой же «запас хода» был в «Юбилейном»?
- Можно было сделать поактивнее, пообъемнее рельеф. А вообще, говорить об этом сейчас, когда фонтана уже нет, довольно грустно. Я же все-таки автор. А еще у меня была стела Максаковой на Площади искусств, около филармонии. Но сейчас ее тоже нет.
- А почему Вы в своем творчестве отдали предпочтение металлу?
- Я семь лет живописи учился. В художественной школе, напротив Третьяковской галереи была, в свое время, в Лаврушинском переулке, а потом поступил в институт на металл. У нас была очень крепкая школа, и нас всего 24 человека выпуска из художественной школы поступало. Кто на монументальную живопись, кто на промышленную графику, кто на интерьер. Я собирался сначала идти на живопись, потом на промышленную графику, потом посмотрел, что наших ребят там много и мы, по сути дела, будем друг друга топить. И я подал заявление на металл, еще понятия не имел, что там я буду делать, а потом влюбился в него и 40 лет работал с металлом: литье, ковка, решетки, медали и так далее.
- У Вас, насколько известно, дипломная работа была связана как раз таки с медалями?
- Да. Делал комплект медалей «500 лет со дня рождения Коперника», и прямо сразу, я еще даже защиту «отметить» не успел, его забрала Академия Наук. И этот комплект Президент Академии наук СССР М.В. Келдыш подарил президенту Польской Академии наук В. Тщебятовскому на праздновании юбилея Коперника.
- Ваши работы выставлены и в Третьяковской галерее, и в Сочинском художественном музее, у нас в Астрахани в картинной галерее. А какие еще работы кроме «Юбилейного» фонтана связывают Вас с нашим городом?
- Последние значимые работы, это барельефы на Триумфальной арке к 300-летию Астраханской губернии. Там шесть барельефов. Здесь я тоже в команде работал, но как скульптор выступал один. К сожалению, ушел из жизни Слава Бурлаков – он монументалист-живописец, а скульптором был я. На арке барельефы Александр II, Петр I, Иван Грозный, связанные с астраханской тематикой. Непросто далась эта работа. Изначально задумывалось ручками лепить и ручками же переводить в твердый материал, но сейчас же век технологий. Мы все прорисовали, а машина рубила гранит и, понятное дело не всё получилось как задумывалось, пришлось всё же кое где вручную несколько дней «грызть» гранит, править.
- Сейчас что-то для Астрахани создаете?
- Сейчас я делаю серию портретов в Астраханский государственный университет, портреты ректоров, почетных профессоров.
- То есть Астрахань не отпускает?
- Да, я часто здесь бываю. Так что Астрахань это не только мое прошлое. Это и настоящее, а, возможно, и будущее. И спасибо, что вспомнили про фонтан.