Нацпроект «Экология» вывели на мутную воду. Расчистка астраханских каналов вызывает все больше подозрений
08-12-2021
Автор: Алексей Кожевников.
Не так давно «ПУНКТ-А» опубликовал расследование «Нашла коса на нацпроект» о проблемах в исполнении контракта на расчистку Камышово-Караванненского водного тракта в Лиманском районе. А вот новая история из удивительного мира астраханских дноуглубительных работ. На этот раз заказчик и подрядчик – совсем другие. Но что характерно, перемена слагаемых итога не меняет. Мы снова видим «творческое» отношение к проектной документации и федеральным деньгам, которое, неравен час, доведет до цугундера.
Предмет гордости
Проект «Улучшение водообеспеченности водного тракта между протокой Садовка и ильменем Харнур в Лиманском районе» – предмет гордости астраханского правительства. О его ударном исполнении руководитель региональной службы природопользования Сергей Смирнов отчитывался на заседании правительства области 11 ноября.
Действительно, согласно данным портала Госзакупок в июне текущего года ГКУ АО «Региональный центр организации закупок» опубликовало объявление № 0825500000721000382 об открытом конкурсе по поиску подрядчиков на проект по расчистке водного тракта за 101,15 млн рублей. Конкурс прошел успешно, при этом цену удалось снизить до 93,78 млн рублей, и к 12 августа был заключен контракт № 2301507187421000025 между:
Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в лице ее руководителя Сергея Смирнова и
астраханской фирмой «Альянс Строй» в лице ее гендиректора Данияра Салхенова.
От Садовки до Шавучи – и дальше прямо на Харнур
Вся проектная документация доступна на портале Госзакупок (ссылка выше). Рядом с селом Заречное на федеральной трассе «Астрахань-Махачкала» есть небольшое село Новогеоргиевск. С южной стороны населенного пункта когда-то проходил безымянный водный тракт, который снабжал водой расположенные неподалеку ильмени-озера Шавуча и Харнур. Но за годы маловодья протока засохла и заилилась, а ильмени стали превращаться в болото. Дать водоемам второй шанс как раз и решила астраханская служба природопользования.
Расчистить запланировали 5,88 км протоки. Согласно проекту, объем работ по проекту составляет 212 133 кубометра. На исполнение работ подрядчику отвели время с хорошим запасом – до конца мая 2022 года.
440 рублей за куб
Пардон за такую длинную экспозицию. Переходим к интересному: а именно, к вопросу о цене.
93,7 млн рублей за 212 тысяч кубометров извлеченного грунта – это откровенно дорого. Получается 440 рублей за куб. В несколько раз дороже средней по рынку цены. Отраслевые специалисты отмечают, что себестоимость «кубика» сейчас варьируется от примерно 70 рублей при работе экскаваторами до примерно 160 рублей у земснарядов. И у других заказчиков (того же Мелиоводхоза) мы видим похожие цены.
Так откуда 440 рублей?
Дело в том, что проект предполагает не просто выемку грунта со дна. Разработчики предложили революционный для Астраханской области план – ПЕРЕВЕЗТИ ГРУНТ В ДРУГОЕ МЕСТО.
Чтобы было понятнее, 212 тысяч кубометров – это ненамного меньше объема Пирамиды Менкаура, третьей по величине фараонской усыпальницы в Гизе (Каир, Египет).
Фото:
drive2
Проектировщики астраханской фирмы «Континент» (контракт № 2301507187420000020 на портале Госзакупок) предложили реализовать следующую технологическую схему:
изымать грунт со дна протоки плавучим экскаватором;
грузить его на понтоны вместимостью 20 кубометров и таскать буксирами;
с понтонов перегружать на самосвалы;
и вывозить на площадку складирования, которая располагается в 9 км севернее территории работ.
Все эти работы и взвинчивают ценник на кубометр в несколько раз. Шутка ли, гонять по луже понтоны с буксирами, а по степи самосвалы, перегружая липкий ил в три приема в рамках сложной логистической цепочки.
А чего не вертолетами?
К сожалению, внятного объяснения, зачем это понадобилось, мы в проекте не нашли. Вроде бы речь о том, что вся земля вдоль берегов частная, и это как-то мешает.
Но зато есть интересная переписка. Еще во время составления контракта, 10 декабря 2020 года, проектировщики «Континента» запросили у врио руководителя службы Сергея Смирнова разрешение на использование сложной технологической схемы.
Сергей Смирнов сработал оперативно. Буквально за сутки ему удалось оценить все последствия применения революционной схемы дноуглубления. Руководитель взвесил риски многократного удорожания сметы. Он убедился, что иные – более доступные по цене варианты – в этой ситуации применить невозможно. И уже на следующий день проектировщики получили добро.
Вот чисто из академического интереса: а если бы предложили возить грунт вертолетами, то ответ был бы таким же быстрым? В конце концов, если денег слишком много и их надо побыстрее освоить, то можно, например, копать ил чайными ложками и перевозить в сумочках Louis Vuitton…
Что видно на месте
Едем на место, чтобы посмотреть на чудеса своими глазами. Тем более, что все места понятны: и откуда должны копать, и куда должны возить. Вот карта проекта:
И действительно, рядом с Заречным и Новогеоргиевском обнаруживаем свежевырытый канал. Любо-дорого.
Свежевырытый канал прямо с федеральной трассы видно:
Стоит признать: тут явно провели неплохую работу. Вот еще фото канала в паре километров выше по течению.
Видно, что экскаваторы работали с двух берегов, так что прорезь должна быть что надо. Правда, не совсем понятно, зачем понадобилось так трудолюбиво гонять технику по берегам, если в проекте прописан плавучий экскаватор с шестью понтонами.
ОЙ, ЧТО ЭТО?
И тут неожиданно… Неподалеку от берега (и это тоже видно с федеральной трассы) лежат кучи грунта. Ровными рядами, на много сотен метров вдаль.
Ил, песок, вперемешку с камышом, ракушками, а порой и старыми покрышками.
И таких полей со сваленным грунтом – несколько. Мы насчитали три (но возможно больше, мы не сильно искали).
Они действительно впечатляют:
Есть полоса сваленного грунта шириной около 50 метров, которая тянется почти на километр. Для тех читателей, кто захочет самостоятельно убедиться в существовании куч, вот карта:
А на полигоне – пусто
К слову, мы специально проехали на то место, куда, согласно проекту, должны были вывозить сотни тысяч кубометров ила. Там следов завоза земли нет. Вот фотографии:
Предвосхищая возражения, что "такую степь можно где угодно снять", публикуем точные координаты съемки. Труба в качестве ориентира. Ее, кстати, и на космоснимках видно.
А были ли понтоны?
Все это наводит на неприятные подозрения, что подрядчик «Альянс Строй» серьезно отклонился от проекта. Вместо вывоза грунта за 9 километров севернее села Заречного его бросили рядом. А ведь именно перевозка грунта взвинтила ценник проекта в несколько раз.
Насчет понтонов тоже сложно сказать что-то определенное: никакой техники на протоке мы не нашли – ни экскаваторов, ни тех самых понтонов. Местный житель, с которым удалось побеседовать, сообщил, что плавучей техники не видел. Но для справки, согласно проекту, понтоны должны были выглядеть примерно так:
А таскать их вдоль протоки планировалось с помощью вот таких катеров (скрин проекта):
Впрочем, копка с двух берегов канала намекает, что никаких понтонов и катеров могло просто не быть. А ведь и на них заложили в проекте деньги… Много денег.
Любопытно, что в октябре руководитель службы природопользования Сергей Смирнов вывозил астраханских журналистов на место расчистки еще одного канала – ерика Зубовский. Тот контракт реализуют другие подрядчики - ростовское ООО "ЗВ Групп". Но проект похож, копают по той же схеме: с понтонами/буксирами и вывозом грунта в далекие дали. И там подрядчик открыто рассказывал (аудиозапись имеется в редакции):
«Общая протяженность объекта 8,7 км, из которых два километра частично обводнено, с которыми имеем некоторые трудности. Там будем использовать земснаряды WaterMaster. (А там, где) нет воды, нет гидрологического режима … сейчас 13 самосвалов, два экскаватора, один плавающий экскаватор и два бульдозера для формирования карт. Мы исходим из принципа достаточности».
Получается, проект считали по-мокрому, с баржами, а по факту маловодье внесло свои коррективы, и копали посуху, исходя «из принципа достаточности». То же самое, можно предположить и в отношении проекта на Садовке. Получается хорошая экономия. Один только вопрос: эта экономия в пользу государства или же приятный бонус для подрядчика? Вопрос довольно щекотливый.
А может, сейчас все доделают… Или нет?
Как уже было сказано, проект Садовка-Шавуча-Харнур еще не завершен. Срок его исполнения завершается в мае 2022 года, так что можно было бы предположить, что мы стали свидетелями некоего промежуточного этапа работ. Нам могут ответить, что вот-вот уже прямо завтра самосвалы «Альянс-строя» начнут собирать вываленный на берегу грунт, чтобы отвезти его на заранее отведенную площадку в 9 км на север. Странная, конечно, схема: погрузить землю на машины, вывалить в ста метрах, а потом снова грузить и вывозить – но вдруг у строителей так положено…
Деньги за работу, которой не было
Однако такое оправдание не выдерживает критики. Потому что на том же портале Госзакупок написано, что подрядчику уже оплачена часть работ.
Основанием платежа стал АКТ О ПРИЕМКЕ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ от 14 октября. И он тоже есть на Госзакупках.
А там – о чудо! – мы находим строчку про вывоз грунтов за 9 километров. Вот она. Приемка пишет, что вывезено 181,1 тыс тонн:
Можно уверенно вычислить, сколько денег было уплачено за эту «перевозку». Программа Гранд-смета считает в ценах 2000 года: перевозка тонны грунта на 9 км тогда обходилась в 10,47 руб. Затем программа закладывает коэффициент поправки на инфляцию за двадцать лет – за это время цена выросла в 8,23 раза.
Получается, что за псевдо-перевозку 181,1 тыс. тонн ила подрядчику начислили лишних 15,6 млн рублей. Смахивает на особо крупный размер.
А вот есть строчка, согласно которой 1750 тонн грунта перевезли куда-то за 85 (!) километров от места расчистки. Предположительно, это какие-то особенно замусоренные и вредные грунты, которые проектировщики наказали обязательно складировать на специальном мусорном полигоне (но это не точно). А вот что точно, так это ценник: за перевозку этого груза составители акта выполненных работ начислили 590 тысяч рублей.
Понтоны преодолевают временной континуум?
Обратите внимание на вот эту строку, которая сообщает, что два понтона отработали 11255 машино-часов. Если это перевести в сутки, то получается, что каждый из этих понтонов трудился без перерывов 234 дня. И это при том, что контракт был заключен за два месяца до составления акта. Мы не специалисты, но на наш обывательский взгляд, это, как минимум, требует пояснений.
Машиночас одного понтона в ценах 2000 года стоит 17,32 руб. С поправкой на инфляцию получается 142 рубля 54 копейки. За понтоны в итоге начислили 1,6 млн рублей. Тоже неплохо.
Итого?
Мы не будем бросаться громкими заявлениями и делать скоропостижные выводы. Но все это чрезвычайно подозрительно. Кажется, после такого любопытного стечения обстоятельств должно возникнуть много вопросов – как минимум к тем людям, которые подписали Акт выполненных работ. На документе мы видим печати и автографы:
представителя подрядчика ООО «Альянс Строй» Кожагулова Б.М.;
представителя ООО «Размах», осуществлявшего стройконтроль, Крюкова А.С.
на строке «принял» от имени заказчика расписалась замруководителя Службы природопользования Новиченко Ю.В.
Но по-хорошему, спрашивать надо и у проектировщиков из "Континента", и у руководителя Службы природопользования Сергея Смирнова. Как минимум, стоило бы допытаться о причинах такого широкого внедрения сверх-дорогой технологии с понтонами и дальними вывозами грунтов: ее сейчас включают практически во все новые проекты. Иначе это уже выглядит не "случайной экономией" (когда маловодье позволяет копать посуху), а какой-то схемой по завышению цен. Эдак можно заподозрить что-нибудь про "предварительный сговор организованной группы лиц".
Зная нетерпимость астраханского губернатора Игоря Бабушкина к любым признакам коррупции, хотелось бы рассчитывать на качественное внутреннее расследование. А то неравен час получится, что два миллиарда, заложенные на расчистку Ахтубы в рамках нацпроекта «Экология» пропадут в мутной воде… А это уже не шутки.