22-08-2021
Автор рубрики - Владимир Паньков
Мы не раз писали об уникальном памятнике природы в Харабалинском районе, где уже больше 100 лет растут кактусы опунция. Обычно эти заморские гости, при помощи которых пробовали бороться с опустыниванием, привлекают внимание в начале июня, когда они цветут – но мне довелось повидать их в августе, когда созревают плоды. Но пробовать ягоды дикой опунции надо очень осторожно…
Памятник природы «Урочище Кордон», где и произрастают американские опунции скрученноиглые, находится примерно в 35-40 км от левобережной трассы на Волгоград, недалеко от села Тамбовка Харабалинского района. Причем преодолевать эти километры после поворота с трассы приходится либо по разбитой колесами военных грузовиков бетонке, либо по занесенной песками грунтовке, на которой застряли немало малолитражек.
В августе дорога к кактусам представляет особую проблему, потому что днем обычно очень жарко – вот и в тот день, когда я поехал с намерением сфотографировать урожай опунции, температура зашкаливала за 40 в тени. Причем найти эту тень было очень сложно, и серые жаворонки прятались в зыбкой тени от пустынных растений, почти лишенных листьев. Каменки-плясуньи в свою очередь искали неуловимую тень от таких же голых веток черного саксаула.
Но когда я все же добрался до плодоносящих кактусов, открывшийся вид вполне вознаградил меня за трудности пути – малиновые плоды просто усыпали мясистые лапы кактусов, стелющиеся по земле. Среди плодов нашелся и местный обитатель – самка богомола боливария короткокрылая. Среди острых игл насекомое чувствовало себя вполне вольготно и безопасно.
Плоды кактуса покрыты мелкими, почти незаметными колючками, которые оказались очень острыми и так и норовили вонзиться в пальцы. Хорошо, что я был предупрежден о коварстве плодов и не попробовал их сразу же на вкус – выковыривать иглы из языка было бы, наверное, весьма неприятно. Только тщательно удалив кожицу вместе с колючками, я решился попробовать спелые ягоды – вкус оказался довольно сладким, но и только.
Многочисленные иглы на плодах и на самих растениях делают плоды опунции непривлекательными ни для местных жителей, ни для диких животных. Фактически, только муравьи могут беспрепятственно лакомиться сладкими ягодами. Поэтому плоды сохраняются очень долго – я так же ездил в это место зимой, поснимать кактусы на снегу, и высохшие ягоды так и лежали среди игл. Кстати, колючки от морозов и ветров не стали менее острыми.
Цветение кактусов
Напомним, что проблема опустынивания в нашем регионе не нова, еще в 19 веке из-за бесконтрольного выпаса скота, прежде всего овец, растительный покров на огромных территориях был практически уничтожен. Как писал в нашей рубрике кандидат биологических наук Владимир Афанасьев, тогда произошла настоящая природная катастрофа – не сдерживаемые корнями растений пески пришли в движение, поглощая сельхозугодья и пастбища. Замьяновская станица была вынуждена переехать на другое место, спасаясь от наступающих песков, затем та же участь постигла Лебяжью и Дурновскую. Нависла угроза над станицами Сероглазовской и Копановской.
Приехавший в 1886 году в Астрахань специалист по пескозакреплению Владимир Августович Палецкий так описывал увиденное им в станице Замьяновской, которую пески настигли и на новом месте: «… пески снова надвинулись на станицу, некоторые окрайные дворы совершенно засыпаны, заборы, надворные постройки погружены в песок, кучи песка лежат по улицам. Жители борются с песком, отгребая его со дворов, вывозя на задворки, на улицы, но это, конечно, бесполезная работа».
Сейчас в Астраханской области, на юге Дагестана и значительной части Калмыкии снова наблюдаются обширные территории, полностью лишенные растительности. Открытые пески засыпают пастбища, пыльные бури несколько раз доходили даже до Астрахани, приводя в трепет горожан. Пастухи уже вынуждены уводить отары овец в другие районы, и со временем растительный покров может восстановиться.