Главное Федеральное Официально Новости кратко Архив рубрик

«Руссоль» судится с заповедником за Баскунчак

09-12-2020

Нет, компания не собирается отсудить знаменитое соленое озеро. Речь идет о дамбах на Горькой речке, которая впадает в Баскунчак. Соледобывающая компания призывает их снести, чтобы озеро пополнялось водой и солью. Заповедник категорически против. У каждой из сторон свой взгляд и своя правда. 

Катастрофа из-за дамбы?

20 ноября 2020 года ООО «Руссоль» обратилось Арбитражный суд Астраханской области с иском к ФГБУ «Государственный природный заповедник «Богдинско-Баскунчакский» и территориальному управлению Росимущества. Истец просит обязать ответчиков снести за свой счет дамбы на Горькой речке, расположенные на территории заповедника.

ООО «Руссоль» ведет добычу соли на Баскунчаке. В последнее время озеро мелеет. В апреле этого года соледобытчики провели осмотр периметра водоема и обнаружили причину: впадающая в Баскунчак речка Горькая перегорожена плотинами. По заказу истца санкт-петербургский Институт озероведения РАН провел исследование и пришел к серьезному выводу, что наличие плотин нарушает естественный водный баланс, ставит под угрозу существование озера Баскунчак и может привести к экологической катастрофе.

 

Сведений о разрешительной и иной документации на строительство дамб истец не нашел ни в архивах, ни в официальных органах. А потому попросил обязать ответчика снести их как самовольные постройки. 

Уникальный природный комплекс

Заповедник забил тревогу, обратившись ко всем неравнодушным к природе людям на официальном сайте и в соцсетях. Вчера сотрудники особо охраняемой природной территории запустили интернет-флешмоб, предложив поддержать их в борьбе за Горькую речку и делать публикации под хештегом #жизньгорькойречке.

Чем же так обеспокоился заповедник? В результате строительства дамб на его территории возникло небольшое искусственное озеро. «За несколько десятков лет в его окрестностях сформировался уникальный биогеоценоз, который насчитывает до 60 видов животных. Это место служит зоной покоя, кормёжки, отдыха на пролёте и в период гнездования различных представителей орнитофауны, в том числе редких видов, занесённых в Красную Книгу РФ, - пишут экологи. - В результате сноса дамб существует угроза исчезновения этого уникального природного комплекса. Считаем, что это целенаправленное нанесение ущерба природе со стороны ООО «Руссоль».

 

Дамбы ни при чем?

Угроза озеру Баскунчак от плотин не соответствует действительности, уверяет ученый секретарь Астраханского регионального отделения Русского географического общества, доцент, кандидат географических наук Илья Головачев. Основной приток идет от подземных, трещинно-карстовых вод. «В окрестностях озера Баскунчак расположено 25 естественных родников различной минерализации, питающих озеро солью, - говорит ученый. – Суммарный годовой расход родников не постоянен, а общая масса поступающих в озеро солей по разным оценкам составляет от 0,3 до 1,8 млн тонн в год. Последние десятилетия продолжается затяжной маловодный период. Родники снизили свою активность. Уровень карстовых вод упал. Но это временное явление! Период маловодья закончится, и дебит родников вновь увеличится. Так уже было неоднократно. Подобных примеров множество».

По мнению Ильи Головачева, проблемы изменения климата и уменьшения осадков пытаются решить за счет заповедника. «Согласно Федеральному закону РФ «Об особо охраняемых природных территориях» природные комплексы и объекты, расположенные в заповеднике, относятся к объектам общенационального достояния. Уничтожать их ради коммерческой выгоды кощунственно и недопустимо», - считает он. 


О самовольности дамб

Действительно ли дамбы построены самовольно? Как пояснил ПУНКТ-А директор Богдинско-Баскунчакского заповедника Станислав Глаголев, чтобы найти документы в архивах, надо знать год постройки. Этим сотрудники сейчас занимаются. В библиотеке имени Крупской они нашли книгу «Озеро «Собачья голова», изданную в Астрахани в 1993 году. Автор - Герман Моторин, работавший на Баскунчакском солепромысле и изучавший геологию, гидрогеологию, геохимию Баскунчакского района, печатавший свои исследования в научных и научно-популярных изданиях. По данным исследователя, первой формой охраны Баскунчакского месторождения поваренной соли была санитарно-защитная зона, организованная в 1931 году постановлением Владимирского РИКа Нижне-Волжского края. Она окаймляла весь периметр водоема полосой в 2,5 – 5 км шириной и составляла по площади 32,7 тыс. га. Сейчас эта санитарная зона вошла в состав заповедной территории. Кроме того, на всех временных водотоках, впадающих в озеро, были установлены дамбы – для исключения попадания каких-либо загрязняющих веществ в солеразработки.

Зная год постройки, сотрудники заповедника собираются направить запросы в архивы в надежде, что сведения удастся найти, и дамбы утратят статус самовольных.

Станислав Глаголев так же, как Илья Головачев, считает, что со сносом дамб в Баскунчаке воды не прибавится. «Они не смотрят на климатические изменения, которые произошли за последние 20 лет - что у нас нет снега, нет дождей, климат сухой, - говорит он. - На территории заповедника было два крупных озера, одно из них – озеро Карасун в 600 квадратных метров – в этом году высохло. Просто испарилось».

Дамбы, простоявшие, как теперь выясняется, уже почти 90 лет, никак не повлияли на процесс соледобычи, уверен ученый. А площадь искусственного водоема, образовавшегося в результате запруд – 5 га – просто несравнима с площадью озера Баскунчак – 110 тысяч гектар. Гигант и карлик. «Представляете, если разлить эти пять гектаров по 110 тысячам га? Это же ни о чем», - говорит Станислав Глаголев.

Кроме того, Горькая речка, которая течет под землей, по карстовым пустотам, и выходит на поверхность в 3 км от озера Баскунчак, имеет большое количество солей магния. «В 40 раз превышает ПДК, - констатирует директор заповедника. - Такое превышение очень нежелательно для пищевой соли. Это одна из причин, почему эти плотины построили. Но «Руссоль» просит признать их самовольными постройками».

 

Неприкасаемый режим

В споре о дамбах есть еще один момент. Плотины находятся на территории заповедника федерального значения. Хозяином земли является Российская Федерация в лице Росимущества. «Только они могут распоряжаться, что можно там делать, а что нельзя, но и то в рамках законодательства об особо охраняемых природоохранных территориях, - поясняет Станислав Глаголев. – А в положении о заповедниках написано, что здесь запрещено изменение гидрологического режима. Неважно, кем, когда и как он был создан. Каким он был на момент образования заповедника – его нельзя трогать». 

Позиция "Руссоль"

В ООО «Руссоль» ПУНКТ-А сказали, что комментировать будут после решения суда. Позиция компании изложена в исковом заявлении, есть заключение ученых Института озероведения РАН. Лишь напомнили, что Богдинско-Баскунчакский заповедник был создан для сохранения озера Баскунчак. «Его надо сохранить, поскольку оно мелеет. Сейчас идет перекос в сторону искусственно созданного озера», - сказал представитель компании. 

Куштау по-астрахански?

Всем еще памятны события лета текущего года в Башкирии, где местные жители не дали уничтожить гору-шихан Куштау ради добычи соды. Ситуация чем-то схожа с нашей. В результате противостояния гора Куштау получила статус особо охраняемой природной территории регионального значения. У нас уже есть заповедник федерального значения. Но, как выясняется, это еще не гарантирует неприкосновенности. Подождем, что скажет суд.

Исковое заявление ООО «Руссоль» принято к производству Арбитражным судом Астраханской области 4 декабря. Первое заседание назначено на 20 января. ПУНКТ-А будет следить за развитием ситуации.

   ******************************

Баскунчак – уникальное соленое озеро в Ахтубинском районе Астраханской области. Его называют российским Мертвым морем, соляной жемчужиной. Озеро привлекает туристов и служит источником добычи соли. Соленость его составляет около 300 г/л, глубина залегания соли достигает 6 км.

Озеро Баскунчак входит в состав уникального природного комплекса, включающего гору Большое Богдо. В 1997 году Богдинско-Баскунчакский природный комплекс был объявлен заповедником, где на площади 53,7 тысячи га установлен специальный природоохранный режим.

Фото Владимира Панькова

 





Другие новости